Хуан Басилио, московский
Великий князь, двумя сынами
От неба был благословлен,
Пригожи оба были, статны,
Из них был старшим Теодоро
И стал наследником по праву.
Был справедлив он, благороден,
Имел к правлению таланты
И отличался благородством.
Но брата младшего Хуана
Любимцы, подлые клевреты,
Подмешивали Теодоро
В еду отравленные травы,
Чтоб повредился его разум.
Узнаете хоть что-то? Хотите понять, что это за альтернативная версия русской истории, кто такой Хуан Базилио и что у него за сыновья? Что ж, будем разбираться.
Дивная Диана и царевич Деметрио
Великий испанец Лопе де Вега России не чужой. Пушкин, листая его сочинения, удивлялся тому, с какой легкостью Вега умудряется переносить «читателей во все части света». Но настоящая — всенародная, как принято у нас выражаться, и здесь это вовсе не преувеличение, — любовь догнала драматурга уже в СССР, когда Ян Фрид решил экранизировать «Собаку на сене».
«Венец творенья, дивная Диана!» — кто не сможет продолжить эту песенку, кто не вспомнит Караченцова в шляпе с перьями и шикарном камзоле? Даже и я, желая то ли уязвить, то ли, наоборот, поощрить тучного кота Тихона, сообщаю ему иногда: «Тихон! Ты наглая обезьяна, в которой нет ни одного изъяна! Ни одного! Ни одного! Ни одного!»
Ленфильмовский хит 1977 года, в ролях — сплошь советские звезды: Боярский, Джигарханян, Терехова. Еще и перевод — великого Лозинского, такое как забудешь.
Испанский классик прожил бурную жизнь, влюблялся, как и его герои, в красавиц, воевал — был, например, участником несчастливого похода Непобедимой армады, был и добровольным агентом святой инквизиции. А еще был необычайно продуктивным писателем. Новеллы, тысячи стихотворений, и главное, конечно, — 2000 пьес. Две тысячи, здесь нет опечатки. Больше десяти миллионов стихотворных строк. Правда, сохранилось до наших дней не все, всего 426 трагедий и комедий, но и это, как подумаешь, не мало.