ТАСС via kremlin.ru
Довелось на днях выступить с лекцией в одном уютном московском клубе (случается до сих пор и такое). «Лекция», впрочем, — неоправданно громкое слово, так, разговор. О том, стоит ли оставшемуся в России человеку пытаться биться за собственную нормальность. Тема, оказалось, многих задевает.
Рассказываю не для того, чтобы похвастаться, честно, а для того, чтобы пояснить, как я вообще добрался до предмета сегодняшней беседы. Расшифровку выступления, надеюсь, опубликуют (а я, может быть, еще и статью по мотивам тезисов сделаю для «Власти», если не поленюсь), но были также и вопросы из зала. И спросили меня, в частности, про последние муниципальные выборы в Москве. Не знаю, заметил ли это хоть кто-то, но осенью столица выбирала муниципальных депутатов. Полномочий у них — почти никаких, ситуация вокруг тоже не располагает к тому, чтобы внимательно следить за городской избирательной кампанией. И тем не менее, поле было старательно зачищено, а немногих оппозиционных кандидатов отсекали так, будто это — настоящие выборы и на кону судьба отечества. Вот меня и спросили — зачем власть потратила силы, ресурсы и время на это странное дело?
Ответил честно, что в этом году московскими выборами не интересовался, хотя с неизменным уважением отношусь к людям оппозиционных взглядов, которые пытаются участвовать в кампаниях любого уровня. Смысла в этом, конечно, никакого, и все же… Была у Глеба Олеговича Павловского такая присказка: «Полезно для пользы». Ну вот, полезно для пользы.
Но вернемся к проделкам начальников. Я ответил собеседнику вопросом на вопрос: «А зачем, например, зачищают Совет по правам человека при президенте РФ, выбивая оттуда вовсе не пламенных борцов с режимом (нет там давно пламенных борцов), а просто людей, способных сделать полшага в сторону от генеральной линии? В темном клубе вопрос сошел за ответ, но тема ведь интересная, отчего бы и не поразмышлять?
И да, на фоне прочего это, конечно, сюжет побочный.
Итак, президент изменил Состав СПЧ. Исключены журналисты Николай Сванидзе и Екатерина Винокурова, правозащитник Игорь Каляпин (Комитет против пыток, внесенный в реестр НКО-иноагентов), исследователь Александр Верховский (центр «Сова», внесенный в реестр НКО-иноагентов), правозащитница Наталия Евдокимова, академик РАО Александр Асмолов, а также Иван Засурский (Ассоциация интернет-издателей).
На смену им — знаменитый «военкор» Коц из «Комсомольской правды», Елена Шишкина из движения «Свободный Донбасс» и еще несколько проверенных общественников с проверенными идеями.
Почему-то уцелела журналистка Ева Меркачева, которая борется, причем довольно смело, за права заключенных. Странно. Недосмотр какой-то. Не особенно она вписывается в нынешний состав Совета.