Фото: dpa / Global Look Press
«Преступления, которые мы стремимся осудить и наказать, столь преднамеренны, злостны и имеют столь разрушительные последствия, что цивилизация не может потерпеть, чтобы их игнорировали: если они повторятся, она погибнет».
С этой фразы начал 21 ноября 1945 года свое вступительное слово на открытии Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками гитлеровского рейха главный обвинитель от США Роберт Джексон.
Фото: Harris & Ewing. Wikipedia
А вот фрагмент из приветствия Владимира Путина, направленного 21 ноября 2022 года участникам и организаторам состоявшегося в Гатчине международного научно-практического форума «Без срока давности», приуроченного к 77-й годовщине Нюрнбергского процесса: «Нынешним и будущим поколениям необходимо понимать, к каким чудовищным последствиям приводит попустительство нацизму» (Здесь и далее выделено нами. — Republic).
Чтобы увидеть, что из значимого здесь выпало, давайте сравним сказанное Путиным сейчас с тем, что писал/говорил Путин на тему «уроков Нюрнберга» до начала СВО. Вот фрагмент из его приветствия по тому же поводу от 3 сентября 2020 года: «Этим чудовищным преступлениям, которым была дана однозначная оценка Международным (Нюрнбергским) военным трибуналом, нет и не может быть ни оправдания, ни прощения. <…> И мы, и будущее поколение должны понимать, к каким разрушительным последствиям приводит любое попустительство национализму, ксенофобии, агрессивной политике порабощения, уничтожения мирных граждан».
Годом позже, в сентябре 2021 года, Путин в еще одном обращении призвал «помнить об уроках прошлого, призывающих быть бдительными и противостоять экстремизму, ксенофобии, национальной нетерпимости».
В общем, прежние развернутые президентские формулировки того, о каких конкретно преступных политических практиках следует помнить и чему противостоять, фактически кастрировались до лаконичного непринятия «попустительства нацизму», а сам объект противостояния (нацизм) превратился в мем, под которым подразумеваются «Запад и его пособники».
Mikhail Klimentyev / Kremlin Pool / Global Look Press