Акция протеста против КПК в Лондоне, Великобритания, 29 октября 2022 года

Акция протеста против КПК в Лондоне, Великобритания, 29 октября 2022 года

Global Look Press / Keystone Press Agency

Моя только начавшаяся в конце ноября переписка по messenger с работающей менеджером ювелирной компании в Лондоне очаровательной китаянкой Wenli, увы, быстро прервалась.

На третий день нашего виртуального знакомства я спросил ее, обладательницу магистерского диплома престижного Фуданьского университета в Шанхае, что она думает о ковидных протестах на родине: «What do you and your friends think about these events in China?»

Wenli (имя мною изменено) ответила: «The strict control of the epidemic has left many people unable to return to their homes and many others unable to feed themselves. This has hit the bottom line for farmers and if these things are not addressed well, the Chinese government will face very bad results» (выделения здесь и далее наши. — Republic).

Доставка противоэпидемических средств в Хэфэе, провинция Аньхой, Китай, 17 октября 2022 года

Global Look Press / Keystone Press Agency

Задал еще пару уточняющих вопросов, но в ответ молчок. Задумался, почему же наш диалог прервался почти сразу же после того, как затронули чувствительную тему — самых больших после 1989 года волнений в Китае.

Ответ нашелся в свежих публикациях Newsweek и ряда других изданий, рассказавших о растущей активности спецслужб КНР по подавлению любых проявлений оппозиционной деятельности своих соотечественников не только на территории Китая, но и за его рубежами.

Большой брат наблюдает за тобой. И не только в Китае

В публикации CNN от 3 декабря, например, утверждается, что Пекин создал по всему миру более ста «сервисных пунктов» китайской полиции за рубежом (Overseas Chinese Service Centers) для наблюдения, преследования и в некоторых случаях репатриации китайских граждан, живущих в изгнании.

В докладе базирующейся в Мадриде правозащитной организации Safeguard Defenders, на который ссылается CNN, отмечается, что эти «полицейские участки» стали появляться в разных странах Европы и Африки начиная с 2018 года. Пекин добивался их создания через заключение с другими государствами двусторонних соглашений о сотрудничестве в профильной сфере и в частности по пресечению мошеннической деятельности (главным образом в интернете) осевших за рубежом китайских граждан. Еще одним благовидным обоснованием деятельности «сервисных центров» выставляется оказание дополнительных консульских и иных подобных услуг (например, продление водительских прав).

На самом же деле, утверждают «враги Китая», главная задача так называемых полицейских участков за рубежами КНР лежит в совсем иной плоскости. В Канаде, например, эту задачу обозначили предельно ясно — «преследование китайских диссидентов». Именно такое обвинение предъявлялось послу Китая в Канаде в ходе вызовов последнего в канадский МИД, где китайцу приходилось объясняться, на каком основании его страна управляет де-факто «полицейскими участками» в другом государстве.