Президент Сербии Александр Вучич на военном шоу

Президент Сербии Александр Вучич на военном шоу

Predrag Milosavljevic/Xinhua/Global Look Press

На этой неделе конфликт косовских властей с сербским меньшинством вновь обострился — как уже не раз бывало в 2022 году. Но на этот раз речь идет не только о перерегистрации автомобильных номеров, как в августе, но и о полном бойкоте сербами косовской государственной системы. На дорогах вновь появились баррикады, Приштина называет протестующих сербов «криминальными бандами», а Белград обвиняет Приштину в «террористической политике». Брюссельские и Вашингтонские договоренности подвергаются сомнению, но на новые компромиссы позволяет рассчитывать посредничество Евросоюза, альтернатив которому в регионе, похоже, не осталось.

«Самый сложный день»

Вечером 11 декабря президент Сербии Александр Вучич выступил по национальному телевидению и заявил, что этот день был «самым тяжелым» в его президентской биографии. Любящий подчеркнуто эмоциональные высказывания и яркие образы президент Сербии, с одной стороны, обвинил власти Косова в «террористической политике» и попытке «покончить с «сербской проблемой»» — а с другой, призвал к миру и попросил сербов не конфликтовать с KFOR (международные силы под руководством НАТО, призванные обеспечивать мир в Косово) и EULEX (миссия Евросоюза в Косове). В свою очередь, премьер Косово Альбин Курти заявил, что Косово «не ищет конфликта», но готово «защитить себя сильно и решительно». Сербы, возводящие баррикады, по мнению Курти, представляют собой «криминальные банды» — а Косово готово активно взаимодействовать с KFOR, чтобы решить вопрос «быстро и мирно».

«Быстро и мирно» — звучит решительно, но не совсем реалистично применительно к проблеме с такой длинной историей, как косовская.