Офис Clearstream в Люксембурге

Офис Clearstream в Люксембурге

Vincent Isore/ Imago stock&people/ Global Look Press

Во вторник Минфин Люксембурга разрешил разблокировать активы российских инвесторов на счетах НРД в Clearstream. В среду пришло сообщение о том, что такое же разрешение дала Бельгия для Euroclear, где хранится большая часть замороженных бумаг российских инвесторов (бельгийский Минфин подтвердил это в четверг вечером). Российские инвесторы замерли в радостном предвкушении. Западным инвесторам в российские бумаги пока хороших новостей не обещают.

Напомним, что вложения российских инвесторов в иностранные бумаги, как и вложения иностранных инвесторов в российские бумаги, были заморожены, когда ЕС ввел санкции против российского депозитария НРД 3 июня в рамках шестого пакета санкций. Но в реальности торговля российских инвесторов иностранными бумагами, как и торговля иностранцев российскими бумагами, была приостановлена еще в марте — когда европейские депозитарии Clearstream (Люксембург) и Euroclear (Бельгия), которые вместе с НРД и создавали «мост» между российскими и зарубежными фондовыми биржами, решили приостановить операции с НРД. Санкции, вошедшие в шестой пакет ЕС, лишь формализовали этот шаг.

Теперь речь идет о разморозке заблокированных ценных бумагах по сделкам, заключенным до введения санкций, что позволит провести операции по выводу активов лиц, не попавших под санкции. В НРД подтвердили получение лицензии на эту деятельность. Но, подчеркнем, речь идет лишь о сделках до введения санкций. И разрешение на «расшивку» созданных проблем дано только до 7 января 2023 года.

Подробностей немного. Пока понятно, что владельцам ценных бумаг не надо ничего делать — все должны сделать НРД, другие российские депозитарии и брокеры. Насколько реально проверить всех владельцев ценных бумаг на предмет их попадания под санкции, перевести бумаги всех не подсанкционных инвесторов в российские депозитарии (или продать их), провести все расчеты и проч. за время рождественских и новогодних каникул — неизвестно. Понятно, что у сотрудников российских депозитариев и брокеров зимние каникулы будут «веселыми».

Но цена вопроса не маленькая.