Alexei Druzhinin / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Россия, несмотря на весь шквал западных санкций, будет сохранять свою имперскую сущность, военный и экономический потенциал до тех пор, пока ее поддерживают государства Центральной Азии, уверен Хасанбой Бурханов — один из представителей узбекской оппозиции и основатель политического оппозиционного движения Erkin O'zbekiston. Почему он так считает? Ведь, например, России пока так и не удалось создать газовый союз Узбекистана и Казахстана. А высказывания Касым-Жомарта Токаева касательно внешней политики России в Украине неоднозначны. Но оппозиционер уверен, что все это игра для видимости, на самом деле почти вся Центральная Азия под колпаком у Путина. И если пока Кремль интересуют лишь экономические ресурсы, то через какое-то время могут понадобиться и человеческие — для будущих военно-политических агрессий.
«Пока Кремль держит своими щупальцами Центральную Азию, ни о каком крахе путинского режима и речи быть не может»
— Как получилось, что вы стали оппозиционером?
— В Узбекистане я был руководителем национальной и городской организации людей с инвалидностью. Но невозможно отстаивать права граждан отдельной категории, когда в целом в государстве не соблюдаются права человека. За свою общественную деятельность я подвергся репрессиям со стороны властей и был вынужден покинуть страну осенью 2012 года. В 2013 году власти Германии предоставили мне политическое убежище. А когда в 2016 году Шавкат Мирзиёев пришел к власти путем антиконституционного переворота, будучи ставленником Кремля, то я принял для себя решение, что необходимо заняться оппозиционной деятельностью. Я знаю этого человека со времен моей работы в неправительственном секторе, и уже тогда мне было ясно, какое будущее ждет Узбекистан при его правлении.
— И какое будущее стало при его правлении? Как бы вы охарактеризовали сложившийся при Мирзиёеве политический режим?
— Это клептократический и пропутинский режим. С приходом к власти Шавката Мирзиёева в страну ринулся криминалитет. Эти люди находились под санкциями международного сообщества, Минфина США, были в розыске по линии Интерпола. В настоящее время они в Узбекистане спокойно занимаются бизнесом, занимают должности во власти. В качестве примера можно привести кейс узбекского криминального авторитета Гафура Рахимова, который в феврале 2012 года был включен в санкционный список Минфина США, а в 2013 году — объявлен в международный розыск через Интерпол. Спустя неделю после того, как восьмого сентября 2016 года премьер-министр Узбекистана Мирзиёев был утвержден в должности временно исполняющего обязанности президента страны, имя Гафура Рахимова было снято с ленты розыска представительства Интерпола в Узбекистане. Сегодня он является первым вице-президентом Федерации профессионального бокса Узбекистана.
Другой лидер криминального мира Узбекистана — это Салим Абдувалиев, или «Босс узбекской мафии», как его называл бывший посол США в Узбекистане Джон Пурнелл, при мирзиёевском режиме избран на должность вице-президента НОК Республики Узбекистан и президентом Ассоциации спортивной борьбы Республики Узбекистан. Кандидат экономических наук. За выдающиеся профессиональные достижения и заслуги перед человечеством 27 марта этого года в Константиновском дворце Санкт-Петербурга, официальной резиденции президента РФ, Салиму Абдувалиеву была вручена премия Людвига Нобеля.
Далее, гражданин России, криминальный авторитет Алимжан Тохтахунов, разыскиваемый ФБР США и за поимку которого Госдеп предлагает награду до $4 млн, имеет договоренности с узбекской властью по созданию в стране игорных зон для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.
Мирзиёевский режим героизирует этих людей и представляет узбекской молодежи в качестве примера для подражания. Рахимов, Абдувалиев и Тохтахунов являются приверженцами путинского режима, они популяризируют возрождение СССР. Как это было в период советской власти, мирзиёевский режим опирается на криминальные элементы для борьбы с гражданскими активистами, оппозиционными деятелями и с инакомыслящими представителями общества.