Ровно десять лет назад, 29 декабря 2012 года в московском аэропорту Внуково произошла серьезная авиакатастрофа: лайнер Ту-204 (к счастью, без пассажиров), совершая посадку с превышением рекомендованной скорости, не сумел остановиться на полосе, пробил заграждение, и обломки самолета вылетели на Киевское шоссе. Погибли пять членов экипажа из восьми, был тяжело ранен водитель одной из проезжавших по шоссе машин (в нее врезалось колесо самолета).
Опытный пилот (и отличный писатель) Денис Окань посвящает главу своей новой книги «Взлет разрешен! Пилот-инструктор о секретах обучения капитанов и вторых пилотов» (издательство Бомбора) анализу причин этой катастрофы. По мнению автора, авария во Внукове была не просто трагической случайностью, но закономерным результатом системного сбоя в российской гражданской авиации, где до сих пор заправляют «динозавры» — пилоты и инструкторы последнего советского поколения, которые во многих случаях предпочитают четким летным правилам неофициальные (и смертельно опасные) «понятия».
С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Эпоха динозавров».
Просто господствует российская парадигма "я - начальник, ты - дурак". Т.е. капитан всегда прав. На Западе эту проблему решали еще в конце 1970-х после катастрофы на Тенерифе (которая до сих пор считается крупнейшей по числу жертв (почти 600), если не считать терактов 11 сентября), виноватым в которой был лучший и опытнейший пилот своей авиакомпании. Поэтому появился CRM (Управление ресурсами экипажа) и к этому начали относиться по-другому.
При всём уважении к асу Оканю и при всём моём согласии с ним в целом, всё же должен отметить один нюанс, который он упустил. А именно, в той катастрофе проблема была не просто в необжатии амортстоек, а в том, что самолёт, в силу особенностей своей конструкции, определял обжатие только по одной стойке из двух - по несчастливому стечению обстоятельств, той, которая была со стороны бокового ветра. То есть как раз одна половина самолёта села, а другая, поднимаемая ветром, не вполне, и самолёт в итоге думал, что он не сел вообще...
Это никак не оправдывает пилотов, но отчасти объясняет извечное советско-российское пренебрежение инструкциями: на коряво сделанном самолёте и его корявые инструкции соблюдать будет, возможно, себе дороже. Окань ведь из Боинга тридцать седьмого смотрит, а там и самолёт нормальный и, соответственно, нормальные и инструкции к нему. Собственно, когда на том же 737, но MAX, накосячили и с тем, и с другим, последствия были не лучше, чем на Ту.
Стало еще страшнее летать🙂