Ханс Альберс (Шерлок Холмс) и Хайнц Рюманн (д-р Ватсон) в фильме Карла Хартля «Человек, который был Шерлоком Холмсом» (Германия, 1937)

Ханс Альберс (Шерлок Холмс) и Хайнц Рюманн (д-р Ватсон) в фильме Карла Хартля «Человек, который был Шерлоком Холмсом» (Германия, 1937)

Фото: © United Archives / kpa Publicity / imago-images.de / Global Look Press

Преступления и убийства были навязчивой идеей на протяжении всего британского XIX века. «Ничто, — провозгласил один лондонский новостной агент, — не сравнится с ошеломляюще хорошим убийством». Читатели жаждали «сенсаций» и опосредованного трепета, потому что это позволяло заглянуть в пучину зла и скандалов с безопасного расстояния. Один социальный историк из Великобритании сравнил это с формой порнографии — преступным удовольствием, которому можно предаваться в газетах, книгах и пьесах.

Так Дин Джобб, автор бестселлера «Доктор Яд. О том, кто тихо убивал молодых женщин, пока все боялись Джека-потрошителя» (русский перевод только что вышел в издательстве Бомбора), описывает общественную атмосферу викторианской эпохи.

Жадное внимание общества к преступности и преступникам имело несколько следствий. Во-первых, во второй половине XIX столетия появились и стали бурно развиваться многие методы современной научной криминалистики. Во-вторых, столь же стремительно шло развитие криминального репортажа и детективного романа — жанров, сохраняющих бесспорную популярность и в наши дни. Об этом — в главе «Сыскная лихорадка», которую мы публикуем с любезного разрешения издательства.

Дин Джобб (Dean Jobb) — канадский журналист и популярный писатель, работающий в жанре true crime. Его последняя по времени книга «Дело кровожадного доктора Крима» (в русском переводе — «Доктор Яд») рассказывает историю одного из самых известных серийных убийц викторианской эпохи, терроризировавшего Лондон в 1880-х годах.