Демонстранты держат плакат с надписью «Меньше самолетов, больше пенсии» во время акции протеста против плана пенсионной реформы, объявленного правительством премьер-министра Франции Элизабет Борн. Париж, Франция, 19 января 2023 года

Демонстранты держат плакат с надписью «Меньше самолетов, больше пенсии» во время акции протеста против плана пенсионной реформы, объявленного правительством премьер-министра Франции Элизабет Борн. Париж, Франция, 19 января 2023 года

IMAGO / Mylene Deroche / Global Look Press

Пенсионная реформа — камень преткновения в каждой стране. Объективный процесс старения населения, когда рождаемость снижается, а продолжительность жизни растет, приводит к тому, что соотношение работающих и пенсионеров в стране меняется, пенсионеров становится все больше, работающих все меньше — и это требует повышения возраста выхода на пенсию, ведь пенсионная система — это своего рода договор поколений, когда работающие содержат неработающих. Но тут личные интересы граждан неизбежно вступают в конфликт с интересами государства. Необходимость работать дольше, чем человек планировал, — это большой стресс. К тому же повышение пенсионного возраста приводит к проблемам с трудоустройством молодежи: когда молодые люди выходят на рынок труда, их места все еще занимает старшее поколение, дорабатывающее до пенсии. Работодатели тоже часто не заинтересованы в немолодых сотрудниках, воспринимают их как балласт и стараются от них избавиться. Поэтому каждый раз, когда власть поднимает вопрос о повышении возраста выхода на пенсию, он вызывает волнение, недовольство и рост протестных настроений среди населения. В каждой стране это происходит по-своему. Во Франции, с ее богатой историей революций и сильным профсоюзным движением, уровень гражданской активности традиционно высок, и каждая попытка правительства провести пенсионную реформу вызывает мощную волну протеста.

Неудачное начало реформы в 2019 году

Эммануэль Макрон обещал провести пенсионную реформу, еще когда баллотировался на свой первый президентский срок. В сентябре 2017 года Верховным комиссаром по пенсионным реформам он назначил Жан-Поля Делевуа, которому было поручено разработать план по изменению пенсионной системы страны. В июле 2019 года Делевуа представил доклад со своими рекомендациями, в котором изложил основы законопроекта о пенсионной реформе, а 11 декабря того же года этот проект был обнародован. Но тут же возник скандал из-за того, что чиновник не указал в декларации некоторые источники своих доходов, которые можно рассматривать как конфликт интересов с его ролью в правительстве, и под давлением общества 16 декабря 2019 года Делевуа ушел в отставку. Тем не менее, предложенная им реформа в ускоренном порядке была рассмотрена парламентом.

Суть реформы заключалась, прежде всего, в упрощении и унификации сложной пенсионной системы Франции, в которой действует 42 различных пенсионных плана (хотя часть этих планов состояла в досрочном выходе на пенсию за вредность, например, пожарных или водителей поездов). Также правительство обещало сделать систему более справедливой.

Новая система должна работать следующим образом: работники будут покупать баллы, количество которых зависит от их зарплаты; на покупку баллов будет уходить 28% от их заработной платы, из которых 17% будет выплачиваться работодателем, а 9% — самим работником; по достижении установленного законом возраста баллы будут конвертированы в пенсии; стоимость балла может варьироваться и будет определяться государством; дополнительные баллы можно заработать за годы отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Возраст выхода на пенсию планировалось поднять с 62 до 65 лет (во Франции он у мужчин и женщин одинаковый) в течение 5 лет.

Стаж работы для получения максимальной пенсии за этот же период должен был вырасти с 41,5 до 43 лет.

При этом минимальный размер пенсии, не зависящий от стажа и количества заработанных баллов, планировалось поднять до 1000 евро в месяц.

Проект реформы сразу же вызвал мощную волну критики. Противники реформы заявляли, что в новой системе невозможно предсказать размер пенсии, потому что он зависит от значения балла, которое может меняться с течением времени, кроме того, поскольку пенсии станут рассчитываться за все годы работы, а не только за лучшие годы, как раньше, это создаст большую неоднородность между пенсиями. Также их возмущало, что снижение порога максимальной заработной платы (с которой 28% идет в пенсионный фонд) с 29 000 евро до 10 000 евро приведет к снижению доходов Пенсионного фонда на 4,9 миллиарда евро в год.

Протесты, возглавляемые профсоюзами, начались 5 декабря 2019 года, еще до раскрытия деталей реформы, и переросли в самую продолжительную забастовку в современной истории Франции. После месяца протестов, в январе 2020 года, опрос показал, что 61% населения поддерживает забастовки. Краудфандинговые инициативы в поддержку забастовок собрали более 2 миллионов евро.

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что общенациональные забастовки не ослабят его решимости реформировать пенсионную систему. Рабочие и большинство профсоюзов также не отступали. В итоге под давлением общества реформа правительства претерпела некоторые изменения, и Макрон отложил обнародование нового плана на свой второй президентский срок. Немалую роль в решении отодвинуть принятие реформы сыграла и пандемия коронавируса.

Компромиссное продолжение реформы в 2023 году

В новогоднем обращении 31 декабря Макрон назвал 2023 год «годом пенсионной реформы» для французов. 10 января 2023 года премьер-министр Элизабет Борн официально представила обновленный — компромиссный — проект преобразований, который, согласно планам президента и правительства, начнет реализовываться уже в этом году.

Пенсионный возраст во Франции будет повышен на два, а не на три года, до 64 лет. Его увеличение будет поэтапным — до 2030 года, ежегодно возраст выхода на пенсию предлагается повышать на три месяца. Как сообщила премьер Борн, первое повышение запланировано уже с 1 сентября 2023 года.