Манифестанты на улицах Парижа, 31 января 2023 года

Манифестанты на улицах Парижа, 31 января 2023 года

Вера Медведева

Вторая общенациональная забастовка против проекта пенсионной реформы вывела вчера на улицы Франции 2,8 миллиона человек. Профсоюзы готовятся к дальнейшему противостоянию, а нынешнее французское правительство, похоже, не намерено отступать, как это сделали его предшественники.

В 2022 году французы, как всегда, проголосовали сердцем, не особо вчитываясь в нудные строчки президентских программ. Хотя идущий на второй срок Эммануэль Макрон вовсе не скрывал от страны своего намерения провести серьёзную пенсионную реформу, о чём и поведал в своей президентской кампании.

Не исключено, что французы посчитали президента лёгким противником, решив, что всегда сумеют задвинуть его реформы. «Жёлтым жилетам» это вполне удавалось, а остаток своего первого срока Макрон уютно пересидел при ковидных ограничениях всех массовых манифестаций.

Поздравив нацию с новым, 2023 годом, президент вновь озвучил свои намерения и быстро пошёл в атаку. После 10 января, когда премьер-министр Элизабет Борн презентовала пенсионную реформу, Франция находится в состоянии перманентной мобилизации. Первая общенациональная забастовка прошла 19 января, вторая, с 200 различных манифестаций по всей стране — 31 января, а на февраль уже намечены новые. И это не считая непрекращающихся по всей стране локальных протестов, вроде факельного шествия по Парижу.

Протестующий против пенсионной реформы несет чучело Эмануэля Макрона. Париж, 31 января 2023 года

Вера Медведева

В руках у правительства хоть и хлипкий, но козырь: 56% французов полагают, что пенсионную реформу проводить всё-таки надо. Однако цифры меняются моментально, ещё полмесяца назад этот показатель был выше на пять процентов. Такими темпами можно в одночасье растерять всех сторонников.

Французские цифры скачут и кружат, отражая метания и колебания. Перед первым днём общенациональной забастовки количество французов, поддерживающих выступления против реформы составляло 66%, перед вторым — 61%. Получается, что в этот лагерь перебегают и те, кто считает реформу необходимой.