Винсент Ван Гог «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», 1889

Винсент Ван Гог «Ваза с пятнадцатью подсолнухами», 1889

Американские суды сейчас разбирают два иска, в которых фигурируют картины голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога. В обоих случаях речь идет о полотнах, принадлежавших коллекционерам в предвоенной Германии. Наследники требуют отдать им картины «Подсолнухи» и «Сбор оливок» на том основании, что их предки продали шедевры Ван Гога под давлением немецких властей. Причем за неправомерную эксплуатацию «Подсолнухов» в коммерческих целях потомки берлинского банкира требуют от нынешних владельцев картины беспрецедентную компенсацию в размере $750 млн.

Суд Чикаго разбирает дело на первый взгляд простое, но в действительности очень и запутанное. Преступление, если оно имело место, произошло почти 90 лет назад. 35 лет назад его квалифицировали как «беспечность» и «безразличие». «Преступниками» и «жертвами» были люди и организации, живущие и находящиеся в разных странах на разных континентах: японская страховая компания, лондонский аукционный дом, представитель одной из самых известных в Германии банковских династий… Объектом или мотивом является знаменитое полотно, принадлежащее кисти известнейшего голландского художника. И хотя истцы не требуют для ответчиков лишения свободы, ставки высоки. На кону стоят ни много ни мало три четверти миллиарда долларов.

Истцы, трое потомков немецко-еврейского банкира Пауля Мендельсона-Бартольди, утверждают, что токийская страховая компания Sompo Holdings незаконно купила треть века назад на аукционе в Лондоне знаменитые «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, которые принадлежат им.

О вангоговских подсолнухах заговорили 31 марта 1987 года, когда японский миллиардер Ясуо Гото заплатил на аукционе Christie’s в Лондоне за «Вазу с 15 подсолнухами» £24 750 000 (около $40 млн по тогдашнему курсу) — рекордную сумму для мирового арт-рынка на тот момент. Рекорд, правда, продержался всего несколько месяцев. Уже в ноябре того же года «Ирисы» тоже кисти голландского живописца продали на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за $53,9 млн.

«Подсолнухи», о которых идет речь, были написаны за сто лет до лондонского аукциона, в 1889 году. Перед Второй мировой войной они принадлежали известному берлинскому банкиру и коллекционеру Паулю Мендельсону-Бартольди, к слову, потомку известного композитора Феликса Мендельсона.

Пауль Мендельсон-Бартольди в 1934 году продал «Подсолнухи» вместе с полутора десятком других известных картин. Через год он умер, а в 1938 году семейный банк, созданный еще в конце XVIII века, был захвачен немецкими властями и стал собственностью Третьего рейха.

В иске, к рассмотрению которого приступил в декабре прошлого года чикагский суд, ответчиком является токийская страховая компания Sompo Holdings, в которую в свое время вошла Yasuda Fire & Marine Insurance, формальный владелец «Подсолнухов».

Наследники Мендельсона-Бартольди утверждают, что шедевр Ван Гога был продан их предком вынужденно, под давлением и угрозами нацистов, а следовательно продажа 1934 года и все последующие продажи, включая аукцион в 1987 году, незаконны и что картина принадлежит им. Они также утверждают, что японцы, покупая «Подсолнухи» треть века назад, прекрасно знали об этом, и что нынешние владельцы так же прекрасно знают о «нацистском следе» и сейчас.

Sompo Holdings, утверждается далее в исковом заявлении, незаконно использовала картину, которая висит в музее компании и является ее эмблемой, для незаконного обогащения.

Естественно, адвокаты японских страховщиков все обвинения отрицают. Картина была куплена на законных основаниях, утверждают они, потому что лондонские аукционеры известны своими строгими правилами и никогда бы не выставили на продажу картину с сомнительным прошлым. Тем более если речь идет о преступлениях гитлеровской Германии.

«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога на аукционе Christie's, 30 марта 1987 года

twitter.com

Прямое и косвенное принуждение