Сейчас, размышляя над главным русским вопросом: «Как же так вышло-то?», совершенно естественно взглянуть и на русскую историю под этим углом. Где, когда и как все пошло не так и не туда? Или в более радикальном варианте: когда появилось и как действует то самое проклятие земли русской, что снова и снова погружает нас в пучину кровавого ужаса и полной безблагодатности.
Впрочем, при всей иронии по поводу опрокинутости в прошлое нашего интеллектуального дискурса, нам как раз не кажутся совсем бессмысленными эти упражнения в поиске исторического зла. В конце концов, прорабатывая опыт прошлого мы, как минимум, выстраиваем хоть какие-то причинно-следственные связи, приведшие к нынешнему положению нашей страны. Хоть как-то концентрируемся на том, что именно к этому привело. А может, даже возникнут какие-то мысли насчет того, как с этим бороться. Если не сейчас, то в каком-то ближайшем будущем.
Ну да, тут очень много всяких «хоть как-то», «может, даже» и всего такого прочего не очень надежного. Но нам сейчас не до жиру, а это хоть что-то… Да и в конце концов, это может быть просто интересно — поразмышлять про развилки русской истории. В худшем случае, просто отвлечет немного.
Наше все и наше ничего
Итак. Начнем, разумеется, с Пушкина. С его знаменитого письма П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. Это письмо — ответ на первое «Философическое письмо» Петра Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп». Если совсем кратко, то Чадаев в своей статье утверждает, что история России принципиально безблагодатна и представляет из себя набор страшных случайностей и критических ошибок, весь смысл которых в том, чтобы «преподать какой-то великий урок отдаленным потомкам, которые поймут его».