Stocki/face to face/Global Look Press
Этой зимой тема Минских соглашений, которые, казалось бы, безвозвратно ушли в прошлое, вдруг вновь стала предметом комментариев как действующих, так и отошедших от дел государственных руководителей. Участники переговоров восьмилетней давности сочли необходимым вновь вступить в дискуссию о событиях 2014–2015 годов. В чем же дело?
Да, отставные политики склонны предаваться воспоминаниям: приятно вернуться в славное прошлое и что-то прокомментировать прессе, особенно если на горизонте — издание мемуаров. Но есть и другой вариант: иногда возникает желание объясниться задним числом по поводу какого-либо действия или решения, которое выглядит сомнительно с актуальных позиций: Минские соглашения не смогли предотвратить войну в Украине, и теперь их создатели решили уточнить как собственную позицию, так и роль достигнутых договоренностей.
В декабре 2022 года Ангела Меркель в интервью die Zeit заявила, что Минские соглашения позволили Украине «выиграть время», чтобы укрепить свою армию: «нам» всем «было очевидно, что конфликт будет только заморожен, и проблема не урегулирована», но благодаря соглашениям Украина получила «драгоценное время». Позже слова экс-канцлера Германии подтвердил экс-президент Франции Франсуа Олланд, высоко оценив текущее состояние украинской армии и сообщив, что это «заслуга Минских соглашений». Экс-премьер министр Великобритании Борис Джонсон и экс-президент Украины Петр Порошенко тоже интерпретировали Минские соглашения похожим образом.
В Москве предсказуемо обрадовались этим заявлениям, пересказав их в несколько искаженном виде — как будто Меркель и Олланд заранее и вероломно готовили Украину к новой войне с Россией, в то время как они говорили лишь об удачно использованном окне возможностей для Киева. Владимир Путин с обиженным видом констатировал «неискренность» западных партнеров, утверждая, что «нас просто водили за нос». В том же духе высказались и другие официальные российские представители, а также комментаторы на государственных каналах. В Москве не без удовольствия в очередной раз обвинили Запад в лицемерии и отказали ему в доверии.
Между тем, возвращение к теме Минских соглашений помогает понять размер когнитивной пропасти, разделяющей сегодняшнюю Россию и Запад, что ставит под вопрос надежность любых будущих переговоров о мире.