Владимир Зеленский в «Слуге народа» / youtube.com

За прошедшие несколько лет экран, от телевизора до телефона, революционно расширил свои границы, пишет в предисловии к книге «Политика как сюжет. Драматургия современных предвыборных кампаний» (вышла в издательстве Альпина ПРО) журналист Виктор Согомонян, в прошлом пресс-секретарь и глава канцелярии экс-президента Армении Роберта Кочаряна: «Экран сегодня — это универсальный медиум: всего лишь за несколько лет современный человек оказался в буквальном смысле слова окружен не только экранами, но и сюжетами и героями: по сути, момент общения с последними уже давно определяется не самим потребителем (решение пойти в кино или включить телевизор в определенное время), а рынком и взаимодействующей с ним технологической средой».

«В подтверждение сказанного, — продолжает автор, —приведем несколько статистических данных. Согласно опубликованному в марте 2021 года Американской киноассоциацией ежегодному отчету о состоянии отрасли кинотеатральных и домашних развлечений, за пять лет (2016–2020) только в США снято и продемонстрировано 2463 оригинальных сериала. Количество подписчиков стриминговых сервисов в мире за год выросло на 26% и составило порядка 1,1 млрд. В США их число в 2019–2020 годах росло еще быстрее: количество подписок на сервисы потокового видео в этой стране увеличилось на 32% до 309 млн».

Аналогичные процессы наблюдаются в Европе, где производство сериалов также увеличивается на десятки процентов в год: «Наблюдаемый феномен имеет глобальный и поистине революционный характер. Пожалуй, единственным достойным примером для сравнения в плане силы воздействия на жизнь человеческого общества можно назвать изобретение книгопечатания».

Изменения оказывают неизбежное влияние на современную публичную политику, в которой действующие лица переосмысливают свои коммуникационные стратегии. В выбранной нами главе (печатается с сокращениями) Согомонян рассуждает о биографическом — или, если угодно, драматургическом — сходстве совершенно разных, на первый взгляд, политиков из нескольких стран. Внимание автора сосредоточено на истории происхождения героев и их «свойскости» в общении с избирателем. И то, и другое представляет особую важность в экранную эпоху.