Президент США Джо Байден, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Испании Педро Санчес, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак, премьер-министр Канады Джастин Трюдо в кулуарах саммита G20

Президент США Джо Байден, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Испании Педро Санчес, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак, премьер-министр Канады Джастин Трюдо в кулуарах саммита G20

Steffen Hebestreit / dpa / Global Look Press

Правозащитник, один из основателей общества «Мемориал» Лев Пономарев и оппозиционный политик Геннадий Гудков написали статью-манифест, где представили свой взгляд на то, как западным странам нужно вести себя после войны России с Украиной. В тексте «Участие Запада в смене режима в России. Принуждение к демократии» политики пишут, что сейчас в Европе существуют две точки зрения: одна «партия» считает, что после войны Россию нужно изолировать от цивилизованного мира, другая — что Запад должен помогать стране бороться за свободу и демократию. Авторы статьи выступают против «партии изоляции» и призывают Запад пойти по второму пути и помочь России. Republic поговорил со Львом Пономаревым о том, почему он считает именно этот вариант единственно верным.

«Если мы посмотрим на родину демократии Европу, то увидим долгий кровавый путь»

Начнем издалека. Вы предлагаете предпринять очередную попытку построить в России демократию. Как вы полагаете, почему не получилось прежде и сохраняются ли сейчас те препятствия, которые мешали?

— Прежде всего я хочу сказать, что сохранение человеческой цивилизации зависит от того, будет ли в крупных ядерных державах демократия или нет. Если не будет, то с большой вероятностью цивилизация погибнет. Россия — одна из ядерных держав. Поэтому либо в ней будет демократия, и тогда она не будет угрожать цивилизации, либо не будет, и тогда она постоянно будет создавать угрозы для мира.

Короче, демократия в России — одно из условий сохранения нашей цивилизации.

Да, в России непросто приживается демократия. Но если мы посмотрим на родину демократии Европу, например на Францию, то увидим долгий кровавый путь. И пока он гораздо длиннее, чем путь России. Но сегодня есть ядерные ракеты, они усугубляют ситуацию. Нельзя медлить и упускать шансы.

Европа мучительно шла к демократии. Но после Второй мировой войны она приняла разумное решение, выработав идею, что права человека, права групп населения приводят к демократии, а демократии не воюют между собой. ООН приняла декларацию прав человека только в 1948 году. И сегодня в Европе границы, которые, как правило, были источниками мировых войн, уже не имеют никакой роли. Хотя, конечно, остается еще много других проблем.

Проблема России в том, что в силу разных причин, начиная с монгольской оккупации и кончая советской, она позже встала на путь к демократии. Мы идем с опозданием, но по тому же пути. Поэтому, повторяю, демократия в России и необходима, и неизбежна.