Кадр из фильма "Бег" (Александр Алов, Владимир Наумов, 1970)

Кадр из фильма "Бег" (Александр Алов, Владимир Наумов, 1970)

youtube.com

Оценки численности покинувших после 24 февраля 2022 года Россию людей разнятся, но так или иначе речь идет о сотнях тысяч человек, то есть можно говорить о полноценной новой волне эмиграции. Самая известная и наиболее культурно значимая из предыдущих волн — первая, или «белая», ставшая результатом революций 1917 года и Гражданской войны (недавнее обращение к ее опыту — проект «После России», в котором музыканты-эмигранты нашего времени исполняют стихи поэтов той эпохи). Две эти волны кажутся интуитивно схожими: снова война, снова уезжают интеллектуалы и просто несогласные с режимом, который переходит к репрессиям, отсюда и попытки сравнить их в поисках ответов на вновь ставшие актуальными вопросы. Возможно ли быть полезным, влиять на жизнь в России, живя в другой стране? Означает ли эмиграция необходимость внутренне попрощаться с Родиной навсегда?

В самом по себе желании сравнить «белую» и новейшую эмиграцию нет ничего заведомо неправильного, но, на мой взгляд, это сравнение — внешне очень привлекательное — поучительно не сходствами, а различиями с нынешним моментом, в противном случае есть риск угодить в ловушку прямых параллелей.

Одна из них — попытка опыт «белой» эмиграции опрокинуть в будущее, заключив, что нынешним уехавшим, как бы они себя ни называли — релоканты, экспаты, эмигранты — нужно однозначно строить жизнь вне России, не рассчитывая и надеясь на возвращение. Примерить на себя пиджак профессора-кадета, умирающего в Париже в 1943 году, так и не увидев родной Петербург.