Фото предоставлено Иваном Базановым
Телеканал «Москва 24» (входит в холдинг ВГТРК) покинул ведущий Иван Базанов, который работал на нем более десяти лет. После увольнения он уехал из России в Израиль. Причиной стала антивоенная позиция ведущего. Как выразился он сам, «очень тяжело находиться там, где ты постоянно ходишь то под угрозой уголовного наказания за то, что ты думаешь, или под угрозой мобилизации, потому что ты мужчина». Фарида Курбангалеева поговорила с Базановым о том, почему он решился на этот шаг так поздно, как устроена пропаганда в столичном СМИ и что думают те, кто продолжает там работать.
«Москва 24» — это не машина пропаганды»
— Многие ваши коллеги ушли с госканалов в феврале-марте 2022 года. Почему вы целый год ждали?
— Я не ждал. После начала вторжения [России в Украину] я написал заявление и пошел увольняться. Но меня уговорили остаться. Я не хочу выглядеть человеком, который себя как-то оправдывает, поэтому говорю как есть. На тот момент у меня жена была на седьмом или восьмом месяце беременности, и неопределенность и непонимание, что делать, заставили меня остаться. Мне предложили вести ночью развлекательный проект совершенно без политики. Мне было разрешено там делать «все, что я хочу». Я, конечно, это делал скрепя сердце, с какой-то долей конформизма. Но на тот момент я другого выхода не увидел. В общем, доработал до конца года.
— А руководство понимало, почему вы уходите из новостей, и если да, как отреагировало на это?
— Я позволю себе не называть имен-фамилий и мне не хочется говорить что-либо плохое про людей, с которыми я работал. Я могу сказать, что большинство людей на канале все прекрасно понимают. Я не могу за них говорить — поддерживают они или не поддерживают [войну], но осуждения никакого точно не было.
Учитывая, что мне предложили остаться и таким образом сберечь меня, я так это вижу, все к этому относятся в духе «надо переждать»: «Сейчас устаканится, сейчас все это пройдет».
Мы же все жили этот год с надеждой, что все скоро закончится. И я думаю, что так же, не понимая, что происходит, руководство нашего канала старалось сохранить коллектив — профессиональных ведущих и корреспондентов.
Как и руководства других СМИ, если это не совсем уж отмороженные руководители. Я же не единственный такой был на канале, несколько ведущих ушли после меня. Я уж не знаю, насколько я повлиял на их решение, но они не хотели оставаться в кадре и говорить то, что не соответствует их мыслям. И поэтому когда я пришел с заявлением, я не встретил никакого непонимания или удивления. Все умные люди, все прекрасно понимали, что происходит.