«Крапинские людоеды»: картина чешского художника-реконструктора Зденека Буриана (1905–1981) изображает пиршество неандертальцев, которые ок. 130 000 лет назад обитали в пещерах в окрестностях города Крапина (Хорватия). На многих костных останках, найденных в крапинских пещерах, имеются следы разделки, и это дало ученым основание предполагать, что местные неандертальцы практиковали каннибализм. Возможны, однако, и другие объяснения.

«Крапинские людоеды»: картина чешского художника-реконструктора Зденека Буриана (1905–1981) изображает пиршество неандертальцев, которые ок. 130 000 лет назад обитали в пещерах в окрестностях города Крапина (Хорватия). На многих костных останках, найденных в крапинских пещерах, имеются следы разделки, и это дало ученым основание предполагать, что местные неандертальцы практиковали каннибализм. Возможны, однако, и другие объяснения.

Книга доктора исторических наук Марии Медниковой «Вместилище духа. История трепанации в разных культурах» (выходит в издательстве АСТ) посвящена, казалось, бы, довольно специальному вопросу, однако автор, известный антрополог, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН, помещает тему в широчайший культурный контекст, показывая, что манипуляции с человеческом черепом (и некоторыми другими костями скелета) были не только одной из древнейших медицинских процедур, но также ключевым ритуалом, имевшим огромное значение для развития сложного сознания и рождения развитой культуры.

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Становление человеческой психики», в которой автор рассказывает о зарождении причудливых ритуальных практик, связанных с расчленением человеческого тела. Археологические следы этих практик традиционно считались признаками первобытного каннибализма, но на самом деле картина, вероятно, была более сложной.