17 ноября 1969 г. начались переговоры между СССР и США по вопросам ограничения ядерных вооружений. Консультации велись в Хельсинки и Вене.

26 мая 1972 г.

президент США Никсон и генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев подписали в Москве два документа, касающихся вооружений – Договор об ограничении систем противоракетной обороны (договор по ПРО), согласно которому такой системой может быть защищен только один регион в каждой из стран (в редакции 1974 г., изначально, – два), и Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (договор ОСВ-1). Ключевыми положениями договора ОСВ-1 были обязательства: не начинать строительство новых пусковых установок для межконтинентальных баллистических ракет (МБР) после 1 июля 1972 г., ограничить число пусковых установок для таких ракет на подводных лодках, и самих субмарин (710 установок и 44 современные лодки для США, 950 и 62 для СССР), а также продолжить переговоры об ограничении ядерных вооружений. Договор заключался на 5 лет.

18 июня 1979 г. генсек Брежнев и президент Картер подписали договор ОСВ-2. Они договорились ограничить количество пусковых установок МБР, баллистических ракет на подводных лодках, тяжелых бомбардировщиков, а также баллистических ракет «воздух-земля» уровнем в 2400 единиц, а с 1 января 1981 г. – 2250 единиц. Было запрещено создание ракетно-ядерных вооружений космического базирования. Договор заключался на 6 лет, не был ратифицирован из-за введения советских войск в Афганистан в конце 1979 г., но соблюдался в одностороннем порядке на протяжении семи лет.

7 декабря 1987 г. в Вашингтоне генсек ЦК КПСС Горбачев и президент США Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью действия от 500 км до 5500 км. Он вступил в силу 1 июня 1988 г., был полностью выполнен в 1991 г.

31 июля 1991 г.

президенты США и СССР Рейган и Горбачев подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Согласно этому документу, стороны должны были сократить число ядерных боеголовок до уровня в 6000 – 6500 единиц. Запрещалось производство, испытание и развертывание баллистических ракет воздушного запуска, стационарных подводных пусковых установок баллистических и крылатых ракет, был подтвержден запрет орбитальных ракет, ограничивалось (впрочем, невнятно) размещение мобильных сухопутных пусковых установок баллистических ракет. Договор вступил в силу в 1994 г., после присоединения в 1992 г. к нему получивших независимость в результате распада СССР Украины, Казахстана и Беларуси, действует до декабря 2009 г..

3 января 1993 г.

президенты России и США Ельцин и Буш-старший подписали договор СНВ-2. Он предусматривал сокращение числа боеголовок каждой из стран до 3500 единиц, а также запрещал использование баллистических ракет с разделяющимися боевыми частями. Конгресс США ратифицировал этот документ в 1996 г., в российском парламенте он встретил мощную оппозицию (часть военного руководства и поддерживающие их депутаты считали, что договор ущемляет интересы России), но, в конце-концов, тоже был одобрен – в 2000 г.
13 июня 2002 г. США вышли из договора по ПРО. Вашингтон аргументировал свою позицию тем, что распространение ракетного оружия, его появление у стран с неадекватными режимами, делает необходимым создание широких систем противоракетной обороны.
14 июня МИД России заявил о выходе России из СНВ-2 в ответ на то, что США воспользовались своим правом не соблюдать условия договора по ПРО. Угроза выйти так же из СНВ-1 реализована не была.

24 мая 2002 г.

президенты США и России Буш-младший и Путин подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он определил количественные (1700 – 2200 ядерных боеголовок на баллистических ракетах) и временные (до 31 декабря 2012 г.) параметры дальнейшего сокращения СНВ. При этом каждая из сторон получила право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений. Одновременно была принята совместная декларация о новых стратегических отношениях между Россией и США. В ней говорилось, что «эпоха, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или стратегическую угрозу, закончилась».

1 апреля 2009 г.

президенты США и России Обама и Медведев опубликовали Совместноe заявление по вопросам ядерного оружия. В нем говорилось, что их предельные уровни, установленные договором СНВ-1, давно достигнуты, и поэтому стороны решили «двигаться дальше по пути сокращения и ограничения стратегических наступательных вооружений». При этом подчеркивалось, что Россия и США стремятся «зафиксировать в будущей договоренности уровни сокращения СНВ, которые будут ниже, чем в договоре 2002 г. о сокращении стратегических наступательных потенциалов». Главы государств также очертили срок достижения новых договоренностей: июль 2009 г.