Иероним Босх. «Сад земных наслаждений». Правая створка («Музыкальный Ад»), фрагмент. 1500—1510
Год назад, когда все бомбили и объявили, на озере Разлив я ел снег. Он правда очень вкусный, талый, с запахами сосновых почек.
Не хочу подводить никаких итогов, напротив, хочу понять, откуда такая чудовищная конформность, послушность, лежачесть русского народа.
С Мариной Мелия, психологом олигархов или олигархом психологов, полночи списывались, и вот тезисы:
2020. Есть как мне кажется важный аспект — раздробление на группы и взаимоподдержка внутри групп, бегство от атомизации (а это результат в том числе и 2 лет ковида, и удаленки после ковида, и твиттерных скандалов-2020 ,и общего тренда на жизнь в пузыре) через коллективное камлание внутри ваших пузырей. Медиамедуза читает Гигаплющева.
В каждом идеологическом пузыре (от Z, после начала СВО, до Ходорковского — включен минюстом в реестр иноагентов) появляются дочерние пузыри, со своего рождения вступающие в старомодную войну за слияние и поглощение с соседним пузырем, потому что неважно, с какой Украиной воевать, важно, что задана парадигма войны, прекрасно ложащаяся на уже существующую войну пузырей, а это и выгодно любым макиавеллистам.
Был только один позитивный опыт. Хорошо, что однажды, примерно 2,5 миллиарда лет назад, клетка археи не смогла съесть бактерию. Они стали жить вместе. Так появились эукариоты — итог неоконченной войны. А у нас — митохондрии.
Почему еще стала возможна атомизация?
Из-за перехода на цифровой язык резко упрощается речь, уходит игра слов, двойные смыслы. Речь больше не искусство, а средство доставки информации, она должна быть однозначной и простой. Нельзя предъявлять завышенные языковые требования к собеседнику. Он может вас не понять и заканселить. Юмор — прерогатива особой касты обслуживающего персонала, ютюберов и стендаперов. Новояз по Оруэллу, которого все так полюбили, кстати тоже упрощен — как помните, там эмоции выражены плюсами или минусами, плюс-плюс нравится. Упрощение языка резко ослабило иммунитет людей к ужасному путинскому бандитскому.
Что еще раздробило общество, почему оно не дало солидарный ответ?