Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на автозаводе Hyundai Trans Kazakhstan (дочернее предприятие «Астана Моторс»)

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на автозаводе Hyundai Trans Kazakhstan (дочернее предприятие «Астана Моторс»)

hyundaiplant.kz

Сначала хотелось бы услышать ваше мнение как независимого политолога: кто все-таки придет или уже почти пришел на смену России, являвшейся неоспоримым гегемоном региона на протяжении последних без малого двух столетий?

— Прежде чем говорить об изменении «внешней» конфигурации сил, включая изменение отношения государств этого региона к главным мировым и региональным акторам, рассмотрим трансформацию взаимоотношений между самими странами этого региона.

Активным внешним игроком в Центральной Азии стала Турция. На фото: президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев (в центре) на встрече с руководителями крупнейших турецких компаний и банков, Анкара, февраль 2020 года

uzbekembassy.com

Спустя 30 с лишним лет после распада Советского Союза этот процесс все еще продолжается. Вообще, когда в 1990-е годы многие политики в Москве с удовлетворением утверждали, что процесс распада удалось сделать относительно мирным, они ошибались. Ни одно из государств ЦА не было готово к обретению государственной независимости. Одним из признаков этой неготовности стало отсутствие международно признанных границ между ними. В большинстве случаев унаследованное от СССР административно-хозяйственное деление после 1991 года стало причиной непрерывных конфликтов между бывшими советскими республиками. Безуспешность попыток мирного решения до сих пор регулярно приводит к кровопролитию. Самым тяжелым остается конфликт между Киргизией и Таджикистаном.

На границе Кыргызстана и Таджикистана

Фото: портал 24.kg

«Главный гарант безопасности» как уходящая натура

Тем не менее вопрос такой напрашивается: разве сам по себе неразрушительный и ненасильственный распад СССР не дал толчок, не способствовал строительству национальных государств в ЦА?

— Да, конечно, но стартовые возможности у них были разные. Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, обладающие богатыми природными ресурсами, могли себе позволить достаточно независимую политику, выстраивая ее в соответствии с личными особенностями их лидеров, руководителей республик еще с советского времени: Нурсултана Назарбаева, Ислама Каримова и Сапармурата Ниязова. Киргизия и Таджикистан оставались аутсайдерами в государственном строительстве, что, в частности, и стало причиной вооруженных конфликтов между ними. Бишкеку и Душанбе образ внешнего врага нужен был в разной степени, но все-таки этот образ культивировался, ведь он был нужен, ибо помогал консолидировать население вокруг руководства.

То есть с распадом СССР пропал внешний враг в лице американского империализма, а значит, нужно было срочно найти тому замену, да?

— Можно и так сказать. В этой ситуации Россия с начала 1990-х оставалась главным гарантом безопасности стран ЦА. В мае 1992 года в Ташкенте по инициативе Ислама Каримова был подписан первый Договор о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ. Президент Узбекистана тогда опасался распространения религиозного экстремизма из Афганистана и Таджикистана, где шла гражданская война. Через 10 лет, в 2002 году, структура была преобразована более жестким образом в Организацию (ОДКБ). Был подписан ее Устав, который не допускал размещения на территории стран — членов ОДКБ военных баз третьих стран без консультации с остальными членами ОДКБ.