Солдаты вооруженных сил Центральной Африки с нашивками группы Вагнера

Солдаты вооруженных сил Центральной Африки с нашивками группы Вагнера

Corbeau News Centrafrique via Wikipedia.org / creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Владимир Путин назвал завершившиеся в Москве переговоры с китайским лидером Си Цзиньпином «успешными». Собственно, ничего другого ожидать было и невозможно. Не называть же распиаренную до небес встречу с председателем КНР провальной или никакой. Между тем ее результаты для Кремля именно такие. В смысле никакие. В лучшем случае их можно охарактеризовать, как достаточно скромные.

Просто напомню, что, по словам самого Путина на встрече с главой КНР, в 2022 году товарооборот России и Китая составил $185 млрд дол. При этом на следующий день на переговорах Си глава российского правительства Михаил Мишустин заявил, что в 2023 году взаимный товарооборот между двумя странами должен достигнуть $200 млрд. Ничего не скажешь, амбициозные планы.

Главный результат этого, так долго ожидавшегося, визита китайского лидера в Москву состоит в том, что никакого стратегического союза между Россией и Китаем Путину создать не удалось. Он может сколь угодно грезить таким союзом, но — увы и ах.

Этот визит Си на самом деле стал жестом не в сторону Москвы, а прежде всего, в сторону Вашингтона. Пекин явно хотел дать понять Америке, что мы-то, дескать, люди взвешенные и за сотрудничество, но если будете слишком давить — то, видите, какой у нас есть друг. В этом, судя по итогам поездки Си Цзиньпина в Москву, и была ее главная задача.

Что из содержательного по результатам российско-китайских переговоров можно отметить? На них, как известно, обсуждался довольно размытый и совершенно неприемлемый для Украины китайский (заметим, не российский) план мирного урегулирования. Неприемлем он для Украины по очевидным причинам. Он, конечно, за мир и дружбу, но не предусматривает освобождение оккупированных украинских территорий.

Как известно, менее чем за две недели до визита Си Цзиньпина в Москву главные конкуренты и непримиримые противники в регионе Персидского залива Иран и Саудовская Аравия при активном содействии Пекина восстановили дипломатические отношения. Си может почивать по этому поводу на лаврах, как главный миротворец планеты, однако злые языки напоминают, что саудиты и иранцы начали переговоры о восстановлении отношений еще в 2021 году в Ираке, затем продолжили их в Омане в 2022-м и только финальный их аккорд прозвучал в Китае.

Так или иначе, но как и в случае посредничества Китая между Ираном и Саудовской Аравией (две этих страны — главные поставщики нефти на китайский рынок), как и в попытке потушить российско-украинскую войну, как и все последние 40 лет Пекин действует очень прагматично, исходя исключительно из своих интересов.

Визит Си в Москву считался государственным и был организован по высшему уровню протокола, но китайская делегация оказалась, по наблюдениям старожила кремлевского пула Андрея Колесникова, довольно малочисленной: «Китайцы, которые обычно приезжают в несметном количестве, на этот раз, по данным »Ъ", не выбрали даже свою квоту, и так маленькую».

Участники официальной церемонии встречи лидеров России и Китая. Москва, Кремль, 21 марта 2023 года

kremlin.ru

На Востоке вообще, и в Китае в особенности, придают большое значение символическим жестам.