В издательстве «Альпина нон фикшн» вышла биография «Наполеон» авторства известного британского историка Эндрю Робертса. Как уверяет аннотация, это первая однотомная биография, написанная после опубликования более тридцати тысяч писем Наполеона Бонапарта, которые заставили историков радикально пересмотреть свои взгляды на его характер и устремления.

Эндрю Робертс посетил 53 из 60 полей сражений Наполеона, обнаружил в архивах важнейшие новые документы и даже совершил долгое путешествие морем на остров Святой Елены. Итогом всей этой работы стала биография, достойная своего героя: авторитетная, проницательная и прекрасно написанная выдающимся специалистом.

С любезного разрешения издательства публикуем главу о Бородинской битве, взятии и оставлении Москвы.

Бородинская битва (самое кровавое однодневное сражение в истории до битвы на Марне в 1914 году) состоялась в понедельник 7 сентября 1812 года. В тот день французы выпустили 60 000 ядер и 1,4 млн ружейных пуль. Даже если русские стреляли реже (таких данных нет), все время сражения противники выпускали в секунду в среднем более 3 ядер и 77 пуль.

«Император спал очень мало», — вспоминал генерал Рапп, постоянно будивший его, когда привозили донесения с аванпостов (из них следовало, что ночью русские не уйдут в очередной раз). Император, встав в 3 часа, выпил пунша. Он сказал Раппу: «Фортуна — настоящая распутница. Я всегда это говорил и начинаю испытывать». Наполеон прибавил, что армия знает: продовольствие можно найти лишь в Москве. «Бедная армия! Она очень уменьшилась в числе, — сказал он, — но то, что от нее осталось, в порядке. Кроме того, моя гвардия цела». Позже он распахнул полы шатра, прошел мимо двух часовых и произнес: «Холодновато, но вот славное солнце; это солнце Аустерлица».

В 6 часов 100-пушечная батарея французов начала обстреливать центр русской позиции. В 6:30 атаку начал Даву. (Русский адъютант вспоминал, что ему пришлось скакать через поле боя с открытым ртом, чтобы ослабить давление на барабанные перепонки.)

22 000 отборных пехотинцев из трех дивизий генералов Луи Фриана, Жана Компана и Жозефа Дессе побригадно выступили в колоннах при непосредственной поддержке 70 орудий. За ними последовали три дивизии Нея (10 000), а 7500 вестфальцев были оставлены в резерве. Яростный бой продолжался все утро. Под Даву была убита лошадь, сам он был контужен. Русские продемонстрировали обычное нежелание сдать позицию. В итоге для штурма флешей Наполеону пришлось выделить до 40 000 пехотинцев и 11 000 кавалеристов. И, лишь взяв в штыки две флеши, французы заметили третью, с которой противник открыл огонь по незащищенному тылу двух, им оставленных. Захватить это укрепление французам удалось лишь ценой значительных потерь. Именно в бою на истощение знали толк русские, и именно его столь далеко от Франции следовало избегать Наполеону.