В издательстве Ad Marginem свет увидело второе издание книги «Турист. Новая теория праздного класса».

В своей работе Дин Макканелл, профессор ландшафтной архитектуры Калифорнийского университета в Дейвисе, исследует понятия аутентичности, элитарной и популярной культуры, связанные с построением социальной реальности вокруг феномена туризма, захватившего западный мир во второй половине XX века. Макканелл проявляет интерес к взаимосвязи индивидуального поведения и социальных отношений, изучению «поведения туристов и мест их путешествий, чтобы лучше понять скрытые структуры и значения жизни в конце современной эпохи».

Осмотр достопримечательностей как современный ритуал

Ирвинг Гофман определил ритуал как «поверхностный стилизованный акт, посредством которого индивид изображает свое уважение к некоторому объекту, обладающему для него предельной ценностью». В индивидуальное сознание он переносится в виде чувства долга, хотя и выполняемого с радостью. В условиях высокой социальной интеграции ритуальное отношение может терять свои принудительные внешние факторы. Ритуал может проникать в самое сокровенное и благодаря этому осуществляться ревностно и без раздумий о себе и общественных последствиях.

Современному международному осмотру достопримечательностей присуща собственная моральная структура, коллективное мнение, что некоторые достопримечательности нужно увидеть. Некоторые туристы, конечно, не согласятся с утверждением, что ими руководит примитивный импульс, аналогичный тому, который заставляет австралийских аборигенов поклоняться чурингам. И австралийские аборигены, определенно, не согласились бы с таким предположением. Тем не менее пользуясь терминологией Гофмана, современные экскурсии можно обозначить как «обширные церемониальные программы, включающие цепочки обязательных ритуалов». Если вы едете в Европу, то непременно должны побывать в Париже; если окажетесь в Париже, нельзя пройти мимо Нотр-Дама, Эйфелевой башни и Лувра; если пойдете в Лувр, обязательно должны увидеть «Венеру Милосскую» и, конечно, «Мону Лизу». В буквальном смысле миллионы туристов потратили свои сбережения на паломничество к этим достопримечательностям. А те, кто там не был, сообщили мне, что «всем сердцем» мечтают сделать это.