
Первая деревня. Картина чехословацкого художника-реконструктора Зденека Буриана (1905–1981)
Американский ресторанный критик и фуд-журналист Марк Биттман, автор и соавтор полутора десятков кулинарных бестселлеров, решил вырваться за узкие рамки своей специализации и написал своего рода всеобщую историю питания: русский перевод его работы «Общество поглощения: человечество в поисках еды» выходит в издательстве Альпина нон-фикшн.
В целом автор довольно пессимистически оценивает так называемый прогресс в области питания (оригинальное название можно перевести как «Мясо, овощи, джанк-фуд: история еды — от устойчивой до самоубийственной»), а современную пищевую промышленность и нашу страсть к переработанной пище подвергает самой жестокой критике.
В отрывке из главы «Как мы начали выращивать еду», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, Биттман рассказывает о том, как наши далекие предки переходили от охоты и собирательства к сельскому хозяйству — и очень скоро убеждались, что их еда стала гораздо более однообразной и не такой полезной, а добывать ее приходится очень тяжким трудом (почему нас никто не предупредил?…).
Один из выводов - не все разумные существа порождают цивилизации и, соответственно, оставляют следы своей разумности.
Я бы сделал иной вывод: путь был не гладок, по дороге пришлось решать кучу проблем, о которых и помыслить не могли. Но зато пришли к многомиллиардному человечеству, умному (в основном), развитому технологически (также, в основном) и с той продолжительностью и качеством жизни, о которой охотники-собиратели и помыслить не могли. (Даже в бедных странах Африки люди живут лучше и дольше, чем наши предки 10 тыс. лет назад)
Такой псевдонаучнопопулярный наброс на вентилятор. Сидит человек на 20м этаже посреди мегаполиса и пишет в интернет о том как цивилизация пошла не туда. Надо было оставаться охотниками-собирателями.
Сапольски примерно о том же пишет: с переходом от собирательства к с/х мы получили хронический стресс, неполноценное питание, социальное неравенство и прочие блага цивилизации. Оставшиеся поныне охотники-собиратели демонстрируют, что тот образ жизни был здоровее, но армий и государства бы не породил.
Люблю я кабинетных учёных. Я лично все понял про охоту и собирательство в походе на Алтае - день собирателя выглядит так: проснулся, съел что осталось, если что-то осталось, пошёл за едой, нашёл/поймал, вернулся, приготовил, съел, лёг спать. В таком режиме мы остались бы прямоходящими обезьянами - нет времени ни на какие философские думы, все время надо куда-то бежать, а потом лежать без ног.
Это не умозрительные кабинетные данные, а результаты полевых исследований: те охотники-собиратели, которые живут в благоприятных природных условиях, тратят на работу (т.е. на охоту и собирательство) три-четыре часа в день. Тот же Даймонд об этом пишет, а он ни разу не кабинетный учёный.
Начинал читать статью, был настроен скептично. Но во второй половине автор вырулит, а цитата Даймонда подтвердила.
Да, население было бы намного меньше, да, в космос бы не полетели.
И да, переход к с/х даже отдельного сообщества в итоге привёл бы к вытеснению всех остальных. Собственно так и произошло.
Кстати да, всё-таки, несмотря на недостатки, осёдлый образ жизни даже чисто эволюционно вытеснил остальные. Поэтому рассуждать, насколько это оказалось обманом или нет, смысла большого нет (разве что из интереса). Значит, он таки оказался более эффективным, чем другие формы организации общества.
.
Что касается космоса, то от него людям ни холодно ни жарко; а вот то, что появление излишек привело ещё и к искоренению многих болезней, большей продолжительности и более высокому качеству жизни, против этого сложно аргументировать. Есть ещё, правда, проблемы в Африке и Азии с нищетой, голодом, чистой водой и болезнями, но эти проблемы - по всем предсказаниям - уже в течении ближайших десятилетий, вроде как, тоже должны кануть в Лету.
Думается что автору лучше было бы оставаться в привычной сфере кулинрных произведений. Популяризировать тезисы Даймонда и Харири, на мой взгляд, сомнительное занятие.
В поте лица своего ты будешь есть свой хлеб, пока не вернешься в землю, из которой был взят; потому что ты – прах, и в прах ты вернешься. А для собирателей: Радостно ты будешь преследовать диких зверей, пока в беге не споткнёшься и не упадешь замертво