Фото: страница Максима Галкина в Instagram
После начала войны в Украине российские музыканты разделились на тех, кто поддержал агрессию и теперь принимает участие в пропагандистских мероприятиях, и на тех, кто высказался категорически против и, за редким исключением, был вынужден уехать из страны. Есть и те, кто предпочел промолчать. Музыкальный критик Артемий Троицкий рассказал Фариде Курбангалеевой, как массовая миграция популярных артистов отразится на развитии российской музыкальной индустрии, объяснил, почему Шаман не сможет стать по-настоящему народным артистом, почему не стала молчать Алла Пугачева, какую позицию занял бы сегодня Виктор Цой, как изменился Юрий Шевчук и почему в России вряд ли появится новое музыкальное подполье.
В тексте встречается нецензурная лексика.
«Алла Пугачева — это гораздо больше, чем Владимир Путин. Поэтому было принято решение ее не трогать»
— Начну с вопроса про феерический клип Шамана, где он косплеит паренька-нациста из фильма «Кабаре». Многие зрители сошлись во мнении, что аналогия настолько явная, что наверняка была сделана намеренно. Зачем это Шаману?
— Вы слишком высокого мнения об эрудированности и кинематографических познаниях создателей видеоклипа Шамана. Я думаю, что все намного проще: это не подражание фильму «Кабаре» или [работам] Лени Рифеншталь, а просто классовое, эстетическое и политическое родство нацистского рейха и путинской России. Это их родная эстетика превосходства одного народа над другим, точнее над другими. Так что тут все, на мой взгляд, очень показательно и красноречиво. И тут нет никакого косплея, а есть просто реальная духовная близость одного и другого режимов.
— А есть ли реальный спрос на эту музыку у россиян?
— Мое мнение таково, что запрос на эту музыку и на Шамана существует в первую очередь у администрации президента. Она, в свою очередь, спускает распоряжения в Министерство культуры, на телеканалы и так далее. Там этот вопрос действительно очень насущный, поскольку очевидно, что культурная пропаганда в России сильно проседает, в первую очередь из-за ее крайне низкого качества.
Соответственно, всегда находится большое количество «деятелей культуры», которые готовы этот государственный запрос выполнить. Естественно, за весьма приличное вознаграждение.
Что касается народа, то ему это особо не нужно. Народ занят выживанием, придавлен страхом. К тому же у народа глубинного, по-настоящему Путина поддерживающего, уже есть дохлый Кобзон и ныне здравствующие «Любэ» и Газманов. То есть народ и так более-менее обслужен.