В издательстве «Бомбора» вышла книга делового журналиста Bloomberg Марка Бергена «YouTube. Как самый популярный видеохостинг завоевал мир?» С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент книги, посвященный поискам ответа на вопрос, каким должен быть YouTube — приемлемым местом для сотрудников, рекламодателей и либеральных ценностей или дикой игровой площадкой, открытой для всех высказываний в любых масштабах.
Пандемия очень хорошо повлияла на бизнес Google. В первые месяцы, пока царила неопределенность, компания несколько пострадала, поскольку все меньше людей искали шопинг и развлечения; но в конце концов мир перенес в онлайн свою коммерцию, работу и комфорт, и это только помогло сетевым магнатам. С марта 2020 года по осень 2021-го акции Google подорожали почти втрое.
Ценность YouTube для Google тоже чрезвычайно возросла. Видеосайт наконец-то начал отчитываться о доходах от рекламы: в 2020 году он заработал 19,8 миллиарда долларов, что более чем вдвое превышало показатели 2017 года и всего на 6 миллиардов долларов не дотягивало до годового дохода его старого врага Viacom. Во время пандемии миллиарды людей часто заходили на YouTube, чтобы развеять скуку или просто прожить очередные дни, поглощая учебные ролики про стрижки и медитации.
Когда Голливуд закрылся на карантин, YouTube де-факто стал средством массовой информации. Привязанные к дому ночные телеведущие поначалу робко вели съемку веб-камерами, неуклюже наклоненными вверх, демонстрируя волосы в носу и делая паузы для реакции аудитории, — вместо резких монтажных переходов, которые, как знали все ютуберы, удерживают внимание сетевого зрителя. «Похоже, вы довольно сильно косячите, когда пытаетесь заниматься нашим делом», — поддразнил их ютубер MatPat. По мере распространения COVID-19 звезда сериала «Офис» Джон Красински запустил на YouTube другой сериал под названием «Немного хороших новостей», и через два месяца его купила компания — вы не поверите — Viacom.
YouTube раскрывал мало статистических данных; но те, которые он опубликовал, — в первые месяцы пандемии просмотры видеороликов о закваске теста выросли более чем на 400% — показали беспрецедентный рост популярности видеохостинга. С каждым днем YouTube радует людей все больше.
Однако по мере того как мир в 2020 году продолжал меняться и компания старалась идти в ногу со временем, становилось все яснее, что YouTube по-прежнему не может угодить всем.
Персонал внутри компании часто обсуждал эту дилемму с помощью серии мыслительных упражнений, ставя перед собой главный вопрос: «Какой YouTube?» Будет ли он приемлемым местом для сотрудников, рекламодателей и либеральных ценностей, своего рода диснеевской версией Интернета? Или это дикая игровая площадка, открытая для всех высказываний в любых масштабах?