Владимир Путин у могилы первого президента России Бориса Ельцина

Владимир Путин у могилы первого президента России Бориса Ельцина

Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

В конце 2022 года философ, профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори Михаил Эпштейн выпустил книгу «Русский антимир. Политика на грани апокалипсиса», которая посвящена катастрофическому конфликту России с Украиной и Западом. По его мнению, эти события — не просто война, а цивилизационный раскол. Автор анализирует, каким образом «русский мир» превратился в антимир, угрожающий апокалипсисом всему человечеству, и исследует его основные черты: антивремя, антипространство, антибытие, антисоциум, антимораль, антихристианство, антиязык. Фарида Курбангалеева поговорила с Михаилом Эпштейном о том, как россияне заболели шизофашизмом, почему они не любят жизнь, какое отношение имеет к этому Золотая Орда и почему он считает, что у России есть только два пути: распад или небытие.

«Мы наблюдаем такой раскол личности как традицию российской ментальности»

Американский историк Тимоти Снайдер считает, что в России сложилось фашистское государство. А вы ввели термин «шизофашизм». Почему просто «фашизма» было недостаточно?

— Я стал употреблять этот термин раньше Снайдера, в 2014 году. И в 2015 у меня было несколько публикаций на эту тему. Так что это понятие образовалось не в 2022 году. Почему «фашизм», надеюсь, понятно. А «шизофренический», потому что фашизм верит в те идеалы, которые исповедует. Фашизм ведь тоже идеология, со своим видением будущего, понятиями о чести и верности, о системе идей, мифов или культов.

А российский фашизм, который направлен против либерализма, пользуется всеми благами либерального строя и одновременно пытается его уничтожить. То есть с одной стороны — «мы вас уничтожим», «танки на Берлин», а с другой — деньги храним на Западе, доехав на танках до Берлина, Парижа, Нью-Йорка. И эта раздвоенность — не просто обман, хотя, конечно, это и обман. Население на самом деле не верит в чистоту помыслов этих людей.

После расследований Навального стало понятно, что и Димон, и Путин — воры, жулики, они настроили себе на народные средства дворцы и яхты. Но шизофрения и означает раскол сознания. Она означает, что одна часть человеческого сознания действует независимо от другой. Это некий раскол личности. И мы наблюдаем такой раскол личности как традицию российской ментальности.

Мне всегда казалось, что со стороны российских чиновников, которые имеют счета и недвижимость на Западе, это банальное лицемерие. А на самом деле причина лежит глубже, просто они этого не осознают?

— Они осознают, но тут вступает в действие парадигма российского общества, которую я называю «соборность — соворность». Это что означает? Вот показали фильм про [зампредседателя Совбеза Дмитрия] Медведева, где видно, что человек — вор. Поначалу его индекс популярности упал на 10%, а через несколько месяцев поднялся опять.

Навальный обладает превосходным нутряным ощущением народа. По-видимому он ощущает один народ, а Путин ощущает другой народ, и ощущение Путина оказывается, как ни печально в этом признаться, более емким. Народ вполне допускает, что верховный начальник и должен быть вором, а если он не вор, то он не свой.