Unsplash.com

Перед тем как перейти к основной теме нашего повествования — отношениям двух соседей по Африканскому континенту — скажем пару слов о связях королевства с Российской империей и РФ. Наверное — это хорошо для контраста, и вообще для понимания того, что, когда страны не граничат друг с другом и им нечего делить, и не соперничают за мировое господство — очень часто их отношения становятся практически идеальными.

Российско-марокканские отношения начались еще в XVIII веке, при Екатерине II, которая в ответ на дружественные шаги султана Мухаммеда III в своем указе повелела российским морякам оказывать уважение марокканским коллегам и всячески им помогать в случае необходимости. И все время продолжались несмотря на трудности. Даже (и особенно) в советское время, когда Марокко стало «союзником» США. Подтверждение тому — официальные визиты Леонида Брежнева в Марокко и короля Хасана II в СССР в шестидесятых. В 2002 году нынешний король Мухаммед VI (правит с 1999 года) приезжал в Россию, а президент РФ Владимир Путин в 2006 году побывал с визитом в Марокко.

Многие марокканцы — особенно инженеры и фармацевты, а также врачи — проходили и проходят обучение в России. Немало марокканцев живет и работает в РФ и сегодня. А если судить по различным пабликам в интернете, то и в Марокко не менее 10 тысяч россиян, проживающих на более-менее постоянной основе. Огромная часть марокканской аграрной продукции (в основном цитрусовых и томатов) поставляется именно в Россию, а из России в Марокко идет нефть и многие полезные ископаемые. Так что ссориться с россиянами марокканцам не очень-то хочется — конечно, прежде всего из-за экономических побуждений.

Но не только из-за них. Марокканская «улица» в основном — за Россию — даже и, быть может, особенно сейчас. В арабском мире многие очень не любят США и мирятся с ними только из-за их могущества. И нынешний конфликт в Европе, а также ситуацию с Ираном и Китаем рассматривают специфически, сугубо со своей «колокольни» (или минарета — простите за плоский каламбур). И, надо признать, выражают собственную точку зрения вполне независимо и аргументированно. Как сказала мне преподавательница одного из самых престижных лицеев Марокко по имени Назиа:

«Мы знаем, как американцы, вообще англосаксы, а также когда-то французы обращались и обращаются с арабским миром — из-за них он сегодня разорван в клочья. Мы это очень хорошо помним».

Вот вам и объяснение.