Танк в воротах цирка в Ростове-на-Дону стал символом мятежа Пригожина и реакции на него российской власти. Как шутят сейчас некоторые нетизены, "Танк уехал, цирк остался".

Танк в воротах цирка в Ростове-на-Дону стал символом мятежа Пригожина и реакции на него российской власти. Как шутят сейчас некоторые нетизены, "Танк уехал, цирк остался".

Фото: Karbinov Anatoly / news.ru via globallookpress.com

«Российские дипломаты будут говорить своим китайским коллегам, что затея Пригожина была заговором ЦРУ»

Для начала посмотрим, что пишут западники. Зам главреда влиятельного американского журнала Foreign Policy Джеймс Палмер в свежем (от 28 июня) номере опубликовал статью «Что означает восстание Вагнера для Китая?», в которой утверждает: «Очевидно, что ослабленная позиция Путина неудобна для Китая, отсюда ограниченное освещение происходящих в России событий с акцентом, как правило, на предполагаемую стабильность России, в отличие от рисуемого Западом, считающим иначе. Полагаю, что российские дипломаты будут говорить своим китайским коллегам, что затея Пригожина была заговором ЦРУ, и эта версия будет воспринята [последними] на ура. Однако хаотичные события придадут дополнительный вес аргументам небольшой группы интеллектуалов, которые говорят, что Пекин, возможно, ошибся, поставив на Москву так много фишек».

Возможно, когда-то снимут фильм, в котором «агент 007» окажется в числе приближенных Евгения Пригожина. На фото: кадр из «Не время умирать» c Дэниелом Крейгом в роли Бонда

Но не все так однозначно, продолжает Палмер: «Учитывая то, насколько тесно Си сблизился с Путиным, слабость российского лидера не приведет к тому, что Пекин будет дистанцироваться от Москвы — если только Путин не падет окончательно. Скорее всего, китайские чиновники и обозреватели удвоят риторическую поддержку России, опасаясь, что критика Путина может быть воспринята как критика Си».

«Многие китайские институты хеджируют свои ставки»

И все же: «Но восстание "Вагнера" также может в конечном итоге усилить настороженность в Пекине. Несмотря на пророссийскую пропаганду, многие китайские институты хеджируют свои ставки, когда речь заходит о том, как далеко они готовы зайти, чтобы помочь Москве. В конце концов, страна, в которой неизвестно, кто будет у руля в понедельник, не является надежным партнером».

Пока, однако, китайский агитпроп генерирует нарративы, отвечающие официальной линии Пекина. «Путин: братоубийство и раскол общества — это результат, которого хотят враги России» — под таким (или примерно таким) заголовком многие китайские паблики растирожировали 27 июня отчет московских корреспондентов агентства «Синьхуа» о выступлении президента РФ по телевидению вечером 26 июня. Сделанные в нем Путином заявления в увязке с ситуацией в целом прочитали, а многие из них и прокомментировали, сотни миллионов китайских нетизенов, в том числе на сервере микроблогов Weibo (число его активных пользователей достигло порядка 600 млн человек).