Владимир Путин и Александр Беглов / kremlin.ru

Всю неделю Россия приходила в себя после предшествующих ей бурных выходных. Уже в воскресенье, когда занавес был опущен, стало ясно, что Кремль, утративший контроль над ситуацией, будет компенсировать продемонстрированную слабость громкими инициативами и грозными заявлениями. Это, разумеется, не обещало глубокой саморевизии или публичной работы над ошибками (если не считать последней предложение члена думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Султана Хамзаева о законодательном запрете выезда из страны «чиновникам всех рангов при введении режима КТО»). Но и сказать, что комментарии наиболее преданной президенту властной элиты были заурядны и шаблонны, тоже нельзя. Путинский театр абсурда заиграл новыми красками.

Александр Беглов / kremlin.ru

Дружно выступили защитники столиц, включая северную. Про планы похода Евгения Пригожина на родной Петербург ничего неизвестно, но губернатор Александр Беглов, тем не менее, не смог удержаться от заявления о проявленном героизме:

«Нам с вами удалось самое главное — мы не сдали город, сумели его защитить», — заявил чиновник в Мариинском дворце во время подписания плана законопроектной работы парламента и правительства на 2023–2024 годы.

Москва тем временем тоже не теряла времени. Премьер-министр Михаил Мишустин, видимо, не найдя особых поводов для благодарности коллегам за мужество и отвагу, просто подчеркнул, что «все члены правительства в день попытки мятежа находились на своих рабочих местах». По-своему неподражаем был глава «Росгвардии» Виктор Золотов, драматургически выведя тему обороны столицы на уровень семейного бюджета:

«Все было понятно, что все здесь вокруг, весь личный состав, который у нас находится здесь, они все будут стоять насмерть. Более того, скажу, что ребята сдали все заначки своим женам, о чем потом жалели. Так что все готовы были».

Виктор Золотов / kremlin.ru

Наконец, много выступал и сам Путин. Информация о том, где именно он находился в момент энергичного продвижения «Вагнера» к Москве, официально нигде не прозвучала. Неофициально? Глава государства беспечно наблюдал в Петербурге за праздником выпускников «Алые паруса» с борта яхты своего друга, бизнесмена Юрия Ковальчука, написал в колонке для The New York Times Михаил Зыгарь. Источники журналиста, близкие к путинскому окружению, видят в решении Путина насладиться световым шоу в столь драматичный для страны момент «самое яркое свидетельство того, что президент оторван от реальности». Не поспоришь. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госзаказ. «Хочу, чтобы мы все знали об этом»