Сальвадор Дали. Лицо войны. 1940

Сальвадор Дали. Лицо войны. 1940

Cкорбь самоподобна: скорбь утраты близкого человека содержит в себе множество более «мелких скорбей». Вы больше никогда не будете беседовать, делиться друг с другом воспоминаниями о плохом и хорошем, не прогуляетесь молча вдвоем. Каждая из этих «скорбей» — уменьшенная версия вашей реакции на утрату близкого, маленькая копия, которая может стать лабораторией для поиска полезных проекций.

Так американский математик Майкл Фрейм, автор книги «Геометрия скорби. Размышления о математике, об утрате близких и о жизни» (русский перевод выходит в издательстве Ad Marginem) объясняет свой подход — попытку «исследовать феномен скорби с точки зрения геометрии».

Особенно важную роль в построениях автора книги играют фракталы — фигуры, построенные из частей, каждая из которых так или иначе подобна целому (йельский профессор Майкл Фрейм был коллегой создателя фрактальной теории Бенуа Мандельброта). Как могут фракталы (а также траектории, переменные и другие понятия математики и геометрии) уменьшить душевную боль?

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из Пролога книги, в котором Фрейм начинает последовательно развивать свою концепцию, кратко объясняя, какова роль фракталов (и вообще самоподобия) в культуре и искусстве. Рассказ сопровождается черно-белыми рисунками-схемами автора (цветные иллюстрации отсутствуют в книге и приведены для большей наглядности).