Роман Абрамович машет болельщикам с трибун после матча Премьер-лиги на «Стэмфорд Бридж» в Лондоне, 21 мая 2017 года. В нижнем ряду ложи (по центру снимка) - его верный друг и деловой партнер Евгений Швидлер

Роман Абрамович машет болельщикам с трибун после матча Премьер-лиги на «Стэмфорд Бридж» в Лондоне, 21 мая 2017 года. В нижнем ряду ложи (по центру снимка) - его верный друг и деловой партнер Евгений Швидлер

Nick Potts / imago sportfotodienst / Global Look Press

На прошлой неделе, 18 августа Высокий суд Лондона вынес решение по иску российского миллиардера Евгения Швидлера к Форин-офису. Глава компании Millhouse Capital, управляющий активами Романа Абрамовича, требовал снятия с него британских санкций на том основании, что они введены незаконно. Однако суд счел, что санкции обоснованны и не чрезмерны. Вердикт по делу Швидлера может стать прецедентом: это был первый иск от физического лица из санкционных списков, достигший Высокого суда Лондона. Но, конечно, далеко не последний.

Британское правительство ввело санкции против Евгения Швидлера 24 февраля 2022 года, через две недели после того, как в «черный» список был включен его давний друг и деловой партнер Роман Абрамович. Истец назвал решение британских властей заморозить его активы и запретить принадлежащим ему судам и самолетам заходить в воды и залетать в воздушное пространство королевства «глубоко ошибочным».

«Британское правительство ошибочно ввело против меня санкции, — заявил Швидлер, подавая иск.- Надеюсь, королевские суды согласятся со мной и поступят со мной справедливо».

Швидлер пытался оспорить законность санкций на том основании, что они причинили ему непропорционально большие страдания. Он уверен, что включение его в список является дискриминацией по национальному признаку. Санкции против него ввели только из-за российского происхождения, утверждалось в иске. Швидлер и его адвокаты категорически возражали против утверждения Форин-офиса, что он якобы поддерживал действия правительства РФ и извлекал из них материальную выгоду благодаря близким связям с Абрамовичем.

Эта позиция, конечно, не выдерживает критики. Евгений Швидлер — один из самых близких друзей и партнеров Романа Абрамовича. В 1986 году, закончив Институт нефти и газа им.Губкина, они вместе запустили производство игрушек в своем кооперативе «Уют». В начале 1990-х Швидлер эмигрировал в США, где закончил бизнес-школу и начал карьеру в международной консалтинговой компании Deloitte&Touche. Но вскоре вернулся к Абрамовичу — сперва был представителем его нефтетрейдерской компании Runicom в Швейцарии, а в 1995 году возглавил «Сибнефть» и руководил компанией до ее продажи «Газпрому». До марта 2022 года Швидлер состоял в правлении металлургического гиганта Evraz. Он ушел из правления в тот день, когда против него были введены санкции.

«Я считаю, — заявил судья Нил Гарнэм, зачитывая вердикт,- что государственный секретарь (Лиз Трасс, министр иностранных дел Соединенного Королевства) довольно обоснованно и справедливо определила баланс между правами мистера Швидлера и его семьи и интересами общества. Последствия санкций серьезные. Истец с семьей претерпел большие неудобства и понес серьезные финансовые потери, но они никак не угрожают ни его жизни, ни его свободе. К тому же, санкции введены не на постоянной основе и со временем могут быть отменены».