Ныряльщик из Пестума. Фрагмент погребальной росписи V века до н. э.

Ныряльщик из Пестума. Фрагмент погребальной росписи V века до н. э.

Фото: Heinz-Josef Lücking / Wikimedia Commons

Книга известного немецкого археолога Тонио Хёльшера «Ныряльщик из Пестума: юность, эрос и море в Древней Греции» (русский перевод выходит в сентябре в издательстве Ad Marginem) посвящена уникальному памятнику античного искусства — так называемой «Гробнице ныряльщика», обнаруженной в 1968 при раскопках древнегреческой колонии Пестум (Посейдония) в Южной Италии.

Гробница представляет собой небольшую (215 х 100 х 80 см) известняковую камеру, стенки и крышка которой оштукатурены и расписаны яркими фресками (это единственный полностью дошедший до нас греческий фресковый ансамбль). На стенках изображены сцены симпосия — эти веселые ритуализированные пирушки, сопровождавшиеся играми, конкурсами импровизированных речей, музыкой и выступлениями артистов и акробатов, были важной частью мужского времяпрепровождения в Древней Греции.

А фреска на крышке гробницы дала название всему памятнику: на ней изображен изящный обнаженный юноша, «рыбкой» прыгающий в воду с высоты какого-то непонятного сооружения — то ли башни, то ли специальной вышки для ныряния.

Выбор именно этих веселых и радостных сюжетов для украшения гробницы не кажется очевидным, поэтому их часто толковали метафизически: дескать, юноша — это символическое изображение перехода от жизни к смерти, «прыжок в вечность».

Однако Тонио Хёльшер приходит к более прямым выводам: физическое, телесное начало лежало в основе жизненного уклада древних греков, так что культура взросления, престиж тренированного тела и эротизм были ключевыми элементами общественной жизни. Трогательно посвящая книгу своим студентам и аспирантам, 80-летний ученый пишет во вступлении:

«Притягательность Пестумского ныряльщика объясняется не в последнюю очередь культурно обусловленным представлением о молодости как о времени широчайшей свободы; молодежь, становящуюся взрослыми, отпускали в особый мир вне нормированного порядка, мир наслаждения жизнью и бесшабашной удали. Возможно, эта фреска так привлекает нас по контрасту с тотальным контролем, с помощью которого молодежь сегодня готовят к "суровой правде жизни", загоняя юные души на бетонное шоссе стандартизированного образования, огражденное обязательными предметами, аттестатами, дипломами и стереотипными экзаменами».

С любезного разрешения издательства публикуем главу «Картины жизни перед лицом смерти».