Как опыт XX века изменил наше восприятие войны? Исчезнут ли со временем крупномасштабные вооруженные конфликты? Что представляют собой войны XXI века и существуют ли эффективные способы их предотвратить? Такими вопросами задается американский политолог Джон Мюллер в своей книге «Пережитки большой войны» (выходит в издательстве Новое литературное обозрение).
С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Почему люди воюют?», в которой автор дотошно разбирает мотивации военного насилия, делая порой довольно неожиданные выводы.
Представляется, что люди относятся к насилию по-разному, пишет Мюллер. Некоторые получают от него удовольствие и стремятся к нему, чтобы пощекотать себе нервы и ради материальных выгод, которые насилие способно приносить. Другие (вероятно, значительное большинство людей) могут творить насилие при должных организационных условиях. Иными словами, они способны на насильственные действия, в том числе совершенно чудовищные, при определенном стечении обстоятельств, даже если эти действия не приносят им явного удовольствия, не доставляют им какой-либо материальной выгоды, а некоторым людям, особенно на первых порах, они могут даже причинять серьезные душевные терзания.
Можно взглянуть на это с положительной стороны. Даже в таком аду как война люди ищут какую-то духовную опору - честь, долг, братство. Вместо того чтобы просто сдохнуть в ужасе или озверении.
"Именно это [нежелание сдаваться в плен - В.М.] было особенно характерно для сражений между немецкими и советскими солдатами во время Второй мировой войны." --
судя по тому, что в германском плену оказалось около 5.5 млн. советских военнослужащих, а в советском плену - около миллиона немцев (до капитуляции Германии), это не совсем так.
Книга Себастьяна Хафнера "История одного немца", глава о товариществе. Прочитать сразу после этой статьи, после абзацев о любви.