Ирина Волк / мвд.рф
Цифра недели — 511. Столько раз, по подсчетам РБК, в период с 24 февраля 2022 года по сегодняшний день, власти российских регионов сообщали об атаках беспилотников. Но важнее в данном случае не точная статистика, а, скорее, динамика использования боевых дронов. Война, пришедшая на территорию развязавшей ее стороны, окончательно перестала быть отсылкой к возможному развитию конфликта, становясь новой нормой, разрушающей иллюзию мирной жизни россиян. Характерны в этом смысле перемены, произошедшие в графике чиновников, ежедневно занятых территориальной обороной — включая условно гражданскую ее часть. Так, в местную тероборону после произошедшего накануне удара беспилотников по военному аэродрому в Пскове, по словам губернатора Михаила Ведерникова, вступили более 200 человек (вдобавок к 640). В режиме повышенной тревожности теперь живет и столица. За одну только пятницу, 1 сентября, во всех трех крупнейших аэропортах московского авиаузла, по данным сервиса «Яндекс. Расписание», задержали 36 рейсов.
По словам мэра Сергея Собянина, будем считать, уже переизбранного на очередной пятилетний срок (намеченная на 10 сентября процедура пролонгации полномочий, напомним, официально именуется «выборами»), Минобороны обратилось к городским властям с предложениями более тесной кооперации в процессе переустройства позиций ПВО — и заодно с вопросами о возможных сроках такой работы. «Меня спросили, это [можно] сделать за месяц? Я говорю: за сутки. И на протяжении последних нескольких недель мы действительно в течение суток по запросу Министерства обороны создаем новые объекты ПВО. Иногда не успевает остыть асфальт, как работают уже ракеты, которые сбивают летящие беспилотники».
Мэр, когда-то сражавшийся с пробками и стихийной торговлей на улицах, видевший российскую столицу витриной международной урбанистики, воплощением столь нетипичных для страны упорядочности и комфорта городской жизни, теперь отчитывается то о 45 тысячах москвичей, отправленных на украинский фронт, то о форсированном развертывании мобильных систем ПВО. Но даже при всей гибкости и оппортунизме Сергея Собянина, по-прежнему нет ощущения, что чиновник до конца смирился с этой новой для себя ролью коменданта.