kremlin.ru
Новости российского ТЭК обычно приходят в таком порядке: все плохо, но скоро все наладится — уже все стремительно налаживается — все наладилось, не на тех напали — мир в восторге (в ужасе) от наших успехов — все плохо, но скоро все наладится. «Газпром», опубликовавший недавно предварительный отчет за первое полугодие, сейчас находится на последнем этапе этой последовательности, нефтяные компании — на предпоследнем. О том, каково на самом деле положение российского экспорта газа и нефти, «Деньги» спросили Михаила Крутихина, партнёра информационно-консалтингового агентства RusEnergy.
— Вышел отчет «Газпрома» за первое полугодие по МСФО и он, по оценке экспертов, ужасен: чистая прибыль упала в 8 раз, запас наличных на счетах уменьшился втрое, потеряно 40% выручки и 60% EBITDA. Но при этом некоторые эксперты уверяют, что это пик ухудшения, а дальше положение будет улучшаться. С вашей точки зрения, кто прав?
— Отчет все-таки за предыдущий период, а там главный момент — это дополнительный налог, который взяли с «Газпрома» в рамках налога на добычу полезных ископаемых, (НДПИ). Компанию просто обязали перечислить в федеральный бюджет дополнительно огромную сумму. И это было сильным ударом по «Газпрому».
— Так вот почему так сократилась денежная «подушка»!
— Но основополагающая причина — это то, что «Газпром» сократил поставки газа в Европу, на свой главный экспортный рынок. Он потерял там очень и очень много. Объем зарубежных продаж сократился в первую очередь. То есть, прибыль в валюте, которую он получал, просто испарилась. И плюс к этому, с него взяли этот огромный дополнительный НДПИ, который не учтен ни в каких налоговых кодексах: просто взяли и вменили компании в обязанность дать больше денег в федеральный бюджет, без всяких там правил, законов и бог знает чего.
— Будет ли дальше «Газпрому» легче? Может ли он направить хотя бы часть потерянного в Европе на какое-то другое направление, к примеру, в Китай? Или на производство сжиженного газа?