Не знаю, как вам, а меня в последнее время окружает реклама интимных услуг. Нет, конечно, раздатчики «каталогов» с девушками были и раньше, но теперь они везде: в пробках, за дворниками автомобиля на парковке, просто на светофоре. Причем, если раньше они давали каталоги только одиноким водителям, то теперь не стесняются и семейных пар. Пришлось поинтересоваться, что же там происходит. Для маркетолога рынок проституции примечателен тем, что является идеальной моделью рынка услуг, так как на нем действуют только два фактора – потребность в услуге и платежеспособность. Ни мода, ни сила бренда, ни акции и промо не способны повлиять на него. Есть потребность и деньги – рынок жив, нет того или другого – рынок схлопывается. Поэтому он является одним из важнейший индикаторов общего изменения рыночных настроений и тенденций. К сожалению, отцы-основатели маркетинга в силу пуританской стеснительности или по каким другим причинам не использовали его в качестве примера в своих трудах. А очень жаль, ибо настоящий маркетолог должен искать идеи и закономерности везде.
До кризиса рынок рос и развивался активными темпами: как географически – сети «салонов» открывались во всех мало-мальски платежеспособных точках города, так и по спектру услуг – предлагались феи всех возрастов, размеров и цветов кожи, «дуэты» девушек, BDSM и даже любители экзотики были не оставлены без внимания. Причем скорость реагирования на малейшие пристрастия клиентов просто ошеломляла: стоило только обозначиться, скажем, моде на женщин «постарше», как они сразу появлялись в каталогах. Самое любопытное было наблюдать за кросс-маркетингом в этой области. К сентябрю 2008 года в каталогах не считали зазорным рекламироваться и такси, и автосервисы и автодилеры, и отели, и многие вполне респектабельные компании. А потом пришел кризис. С точки зрения спроса и платежеспособности ситуация вышла двоякая. С одной стороны, у многих клиентов «фей» сопряженные с кризисом переживания вызывали привычную реакцию – снять стресс в салонах. С другой стороны, платежеспособность падала и выделить деньги на снятие стресса было уже не так просто. Упомянутая уже гибкость рынка в этой ситуации сработала блестяще: уже в октябре каталоги стали раздаваться намного чаще и больше, чем сентябре. Поняв, что денежный поток на рынок будет в ближайшее время уменьшаться, «феи» решили как можно полнее удовлетворит потребность клиентов снять стресс, пока те еще сами не сообразили про глубину своего финансового падения. Стоит напомнить, что в это время большинство рынков услуг или старательно делали вид, что кризиса нет и жили в обычном режиме, или начинали экономить на всем, а в первую очередь – на рекламе. Когда остатки антистрессовых денег были освоены, рынок сексуальных услуг перешел к фазе «антикризис». Снизились расценки, из спектра услуг убрано практически все, не относящееся к классике: даже доминатрикс переквалифицировались в ласковых кошечек. Наверное, потому, что потребителям секс-услуг сейчас и в повседневной жизни хватает острых ощущений. Но если клиент захочет, они могут быстро переквалифицироваться обратно. Теперь феи верхнего сегмента ушли в средний, а средний – в нижний. Так что вопрос платежеспособности перед клиентом уже не стоит: даже в кризис пару тысяч найдет даже небогатый мужчина. Но, главное – невероятно, фантастически возросшая клиентоориентированность сетей салонов. Стоит клиенту салона на специализированном форуме пожаловаться на мокрый мерзкий коврик в душе или отсутствие той или иной девочки, как сразу же администраторы публично рапортуют об исправленных ошибках и проделанной работе. И никаких разговоров о принятом регламенте работы или бизнес-процессах. (Вы будете смеяться, но до кризиса, по отзывам опытных пользователей, и такое случалось в салонах). Также по форумам и по общению с администраторами отслеживается и наиболее востребованный тип девушек для формирования «кадрового состава» и то, за чем к ним приходят. Например, сейчас стали популярны девушки, с которыми можно еще и поговорить и пожаловаться на тяжелые времена. В результате поток клиентов не только не сократился, а даже вырос. Можно сколь угодно осуждать этот вид деятельности и его аморальность. Но факт остается фактом – работают эффективно. При переводе на маркетинговый язык их тактика означает – сократить номенклатуру до постоянно и гарантированно востребованной, зато и продавать ее хорошо, повысить сервис и послепродажное обслуживание и постоянно производить мониторинг клиентских предпочтений. Может, этот антикризисный sex-tonic взбодрит, наконец, наши сервисные рынки?