Федот Шубин. Бюст М. В. Ломоносова (до 1793)

Федот Шубин. Бюст М. В. Ломоносова (до 1793)

Американский славист Стивен Уситало, автор книги «Изобретение Михаила Ломоносова. Русский национальный миф» (русский перевод выходит в издательстве Academic Studies Press / Библиороссика) рассматривает эволюцию легенды о гениальном «отце российской науки» с середины XVIII века до последних лет советского периода.

Ломоносов — самый знаменитый деятель русского Просвещения, однако сама концепция русского Просвещения всегда была пропитана идеологией и, соответственно, часто менялась, пишет автор книги. В советское время, особенно в эпоху разгула русского историографического национализма (1940-е — 1950-е годы) утверждалось, что Просвещение в Российской империи имело ярко выраженные локальные особенности — прежде всего, абсолютный материализм, — да и вообще было в высшей степени самобытным.

Тот факт, что Российская империя могла испытывать культурное влияние французских, немецких или английских идей Просвещения без какого-либо ответного влияния на европейскую культуру, полностью отвергался, пишет Уситало. А если Россия и подверглась воздействию каких-либо идей извне, то в ней в любом случае должны были появиться собственные великие просветители. Ломоносов, «первый русский ученый», был явным кандидатом на канонизацию в качестве «великого сына русского народа».

«Ломоносова повсеместно превозносят в России как человека, чей вклад в науку — которым незаслуженно пренебрегают за пределами России — не бледнеет по сравнению с достижениями таких научных, культурных и в конечном счете национальных героев, как Ньютон, Коперник, Галилей и Франклин. Аналогии с Ньютоном и Франклином особенно тесно вписаны в посвященную Ломоносову историографию и красноречиво подчеркивают высокий статус, присвоенный ему в российском культурном дискурсе. Но, в отличие от случаев с вышеупомянутыми "корифеями науки", ему не приписывают никаких достоверных открытий или разрушающих предшествующую парадигму прозрений».

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из эпилога книги, описывающий бытование и угасание мифа о Ломоносове в советскую и постсоветскую эпоху.