«Симпсоны» отдыхают | Без Эмо и Готов| Оставайтесь с нами | Грани формата


Пустой экран
Общее время просмотра ТВ
(Россия, аудитория 4+)

ИСТОЧНИК: TNS MEDIA RESEARCH

В сети интереснее
Среднесуточное время просмотра ТВ в России в зависимости от наличия дома доступа в интернет, январь–июнь 2009

ИСТОЧНИК: TNS MEDIA RESEARCH

Каждому свое
Суммарная доля специализированных каналов, (сентябрь–февраль каждого года,
города 100 000+, аудитория 4+)
%

ИСТОЧНИК: TNS MEDIA RESEARCH

«СИМПСОНЫ» ОТДЫХАЮТ
Телеканал «2х2» перестает быть чисто анимационным. С 18 июля в 9 вечера по будням и в 12 ночи по выходным в эфире канала пойдут сериалы – live action show. Гендиректор канала Роман Саркисов обещает новый юмор и шоу, которые даже на Западе считаются «продвинутыми». Решение «2х2» скорректировать концепцию – отчасти вынужденное: условия, на которых каналу была выдана лицензия, не позволяют ему оставаться чисто анимационным. Да и с мультфильмами возникает куча проблем, в том числе цензурного характера. Были и предупреждения, и требования закрыть сериалы. Есть и самоцензура – каналу пришлось вырезать из одного из сериалов сцены с Путиным. В то же время, как говорят конкуренты канала, одной анимацией сыт не будешь, – мультипликационного контента не хватает, и молодежная аудитория слишком разнообразна, чтобы кормить ее только рисованными человечками. БЕЗ ЭМО И ГОТОВ Недавно созданный «2х2» пока только наращивает аудиторию. А старожилы «молодежного» рынка – каналы MTV и «Муз-ТВ» – как раз, ее теряют. Доля аудитории MTV в 2002 году по России – 2,7%, в 2009 – 2,2%, доля аудитории «Муз-ТВ» за это время снизилась с 2% до 1,3%. Вообще, судя по данным TNS, население России в последнее время потеряла тягу к телесмотрению: пять лет назад мы проводили у экрана в среднем 180 минут в день, сейчас – 158. Эксперты считают, что помимо объективных причин, – развития интернета, появления новых видов проведения досуга, есть в оттоке зрителей и субъективные – телевидение не представляет себе молодежной аудитории и не знает, как с ней работать. В итоге, в сетке каналов есть программы для представителей разных религиозных конфессий, но нет ничего для разных молодежных субкультур. Вот и идет молодежь в Сеть, где можно не только смотреть, но и показывать самому.ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ На молодежных каналах все это прекрасно понимают. И намерены бороться за аудиторию теми способами, которые доступны теперь не только интернету, но и телевидению – оперативностью и интерактивностью. Раньше нельзя было выйти на видеосвязь со зрителем, а сейчас можно – с помощью компьютера. Раньше нельзя было организовать голосование, влияющее на сюжетную линию сериала, например, – а сейчас «Муз-ТВ» намерено активно развивать именно это направление. ГРАНИ ФОРМАТА Эксперименты с новыми форматами – удел не только молодежных каналов. Просто, те раньше остальных столкнулись с оттоком своей аудитории и осознали необходимость поиска новой формы и содержания. Но летом – когда цена ошибки меньше из-за уменьшения числа зрителей у экранов и рекламы – экспериментировать начинают даже монстры отечественного телевидения. Закончившаяся демонстрация сериала «Подстрочник» о жизни переводчицы Лилианны Лунгиной на канале «Россия» – один из экспериментов. Совершенно «неформатная» история – на протяжении восьми часов перед камерой сидит немолодая женщина, повествующая о своей жизни, а видеоряд перемежается лишь «картинкой» тех мест, о которых она рассказывает, – оказался в эфире одного из крупнейших каналов в едва ли не лучшее вечернее время. «Первый канал» в лице своего руководителя Константина Эрнста уже давно бьет тревогу об уходящем зрителе. И второй год летом запускает ночной канал «Городские пижоны» как раз «для того зрителя, чьи интересы, как правило, не слишком удовлетворяются современным телевидением». Программа «Пижонов» формируется на основе изучения «потребностей интернет-аудитории, рейтингов скачиваемости сериалов из сети и записей блоггеров». Пока это, скорее, имиджевый для «Первого» проект – как говорит его режиссер Андрей Болтенко, «довольно опасный с точки зрения рейтингов», – но он позволяет каналу «зацепить» аудиторию, которую вообще редко удается застать у экрана. Да и НТВ уже перестает забивать прайм-тайм сплошным «кровотоком кровавой крови». «Поисписались», считает бывший директор по маркетингу СТС Евгений Сидоров. Пора переключаться.