Герман Греф / kremlin.ru
На минувшей неделе Европейский суд принял решение не снимать санкции с главы «Северстали» Алексея Мордашова, о чем объявил официально. Российский миллиардер потратил немало времени, а также денег на услуги адвокатов, пытаясь оспорить ограничения, наложенные на него в феврале 2022 года. И исходя из динамики судебной практики в этой области за последнее время, имел некоторые основания расчитывать на успех.
Но не вышло. В ответ на запрошенные судом подробности сделки с акциями банка «Россия», ставшей одной из причин введения санкций, бизнесмен представил отредактированные документы, в которых отсутствовали важные детали. Более того, суд пришел к выводу, что стоимость сделки оказалась существенно занижена, не добавило доверия к предоставленным сведениям и отсутствие информации о независимом покупателе. Суд также принял во внимание связи Мордашова с российской властью — как минимум, в прошлом: через банк «Россия», в котором тот был акционером, а также «Национальную Медиа Группу».
Алексей Мордашов / kremlin.ru
Непредсказуемость решений европейских судов общеизвестна— как неизбежное следствие их независимости. И это, конечно, невозможно представить в России, где на неделе президент Путин предложил продлить полномочия Валерия Зорькина на посту председателя Конституционного суда. Зорькину сейчас 80 лет, и пролонгация означает, что к окончанию нового срока назначенцу будет 86. Невольно вспоминаются взволнованные обсуждения экспертов, вызванные в 2010 году предложением Дмитрия Медведева, тогда президента, отменить возрастное ограничение в 70 лет для главы КС. Зорькину тогда было 69, но его карьера была по-прежнему далека от своего заката.
Валерий Зорькин и Владимир Путин / kremlin.ru
Учитывая то, что власть проделала с российской конституцией, ожидать от председателя КС большей покорности просто невозможно. При этом любой другой путинский судья, вероятно, повел бы себя на месте Зорькина точно так же. Таким образом предложенная хозяином Кремля кандидатура в институциональном смысле имеет чисто символическое значение — и косвенно может напоминать нам разве что о собственном возрасте главы государства, не имеющего принципиальных возражений против возвращения во времена советской геронтократии.
С недавних пор Путин — подозреваемый в военных преступлениях, ордер на арест которого выдан Международным уголовным судом. Так что у Валерия Зорькина наверняка еще будет немало возможностей доказать свою безграничную лояльность: с высоты положения заявить о приоритете законов России над международным правом или на каком-нибудь очередном Петербургском международном юридическом форуме вступить с коллективным Западом в заочный цивилизационный спор. Что еще остается бессменному главе КС в путинской системе власти? Только последовательно отстаивать собственную версию справедливости. В свежих Хрониках госкапитализма: