Салва Киир и Владимир Путин / kremlin.ru
Поворот на Восток оказался не совсем тем спасительным маршрутом, о котором последние годы кремлевская пропаганда увлеченно рассказывала российским телезрителям. Там, на Востоке, России выкручивают руки, навязывают заведомо невыгодные сделки и отказываются делиться ценными технологиями. Во всяком случае так считает мэр Москвы Сергей Собянин. Своим мнением он поделился в рамках проходившего на неделе Московского экономического форума.
России, в аварийном режиме решающей задачи технологического перевооружения, не стоит слишком полагаться на азиатские страны, убежден глава столицы. С ними, если подумать, даже сложнее, чем с Западом:
«Восточные рынки, мы должны понимать, что они еще более жестки. С нами уже и там идет серьезная война, экономическая война <…> Никто не хочет дарить технологии — ни в области машиностроения, ни в области авиастроения, ни в области микроэлектроники. Никто не собирается. Более того, нам открыто говорят: хотите получить какие-то технологии — покупайте в целом продукт. Мы говорим: да нет, нам нужны в лучшем случае комплектующие, которые мы заменим в скором времени. Нам говорят: мы это понимаем, поэтому не собираемся это делать, по крайней мере, не собираемся по нормальным ценам. Вот двойная цена — пожалуйста».
Сергей Собянин / mos.ru
Выход? Все просто: перестать рассчитывать на восточных партнеров и начать инвестировать в себя.
«Когда мы планируем свои инвестиции, государственные инвестиции, государственную поддержку, мы должны понимать, что никакой сверхэффективной истории мы там [на Востоке] не получим. Мы должны заниматься государственной поддержкой ключевых областей, где мы видим опасность: микроэлектроника, автомобилестроение, космические технологии, спутниковые технологии, беспилотные технологии».
К счастью, в путинской вертикали форма публичного выступления, ее авторство и адресат важнее содержания. Будь это не так, нам бы сейчас всерьез пришлось обсуждать тему технологического вставания с колен (и это в 2023 году). Отсюда вопрос: к кому Собянин, человек безупречно системный, обращается в такой неоднозначной тональности? Вряд ли к главе МИДа Сергею Лаврову, который, описывая отношения с Китаем, использует выражения вроде «чувство локтя» и «плечом к плечу». И уж точно не к президенту Путину, последовательно выступающему за «налаживание эффективного сотрудничества по поддержке инноваций» со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Тогда к кому? И что все это было?
Владимир Путин и Сергей Собянин / kremlin.ru
Не будем строить сложных политологических теорий и просто предположим: только что переназначенный на новый срок столичный мэр, вероятно, устал после изнурительной предвыборной гонки с сильнейшими соперниками. Немного отдыха, и вскоре к нам вернется прежний Сергей Собянин. Тот самый, что в марте этого года в ответ на вопрос о последствиях введенных санкций заявил телеканалу ТВЦ, что не видит проблем: «В общем экономика Москвы достаточно устойчивая. Честно говоря, я даже затрудняюсь сказать, что у нас где там провалилось». В свежих Хрониках госкапитализма: