Фото: пресс-служба администрации президента РФ
Сегодня Беларусь остается единственным преданным союзником России на постсоветском пространстве. Александр Лукашенко пообещал Владимиру Путину усилить сотрудничество двух стран в военной сфере, несмотря на угрозу стать международным изгоем и получить ордер на арест от Международного уголовного суда. Но куда такие решения могут привести Лукашенко? Мы поговорили с белорусским журналистом и политологом Валерием Карбалевичем о том, может ли Беларусь вступить в войну, грозит ли ей присоединение к России и выгодно ли Кремлю в какой-то момент устранить Лукашенко.
«В 2020 году Лукашенко стоял перед выбором: согласиться на компромисс с народом или согласиться на компромисс с Путиным»
— Два авторитарных режима — путинский и лукашенковский — стали еще ближе после того, как Европарламент призвал МУС выдать ордер на арест белорусского диктатора. Законодатели сочли его причастным к военным преступлениям в Украине. Как этот шаг европейских политиков может повлиять на отношения двух государств? Возможно, для Лукашенко это точка невозврата, когда она навсегда станет военным преступником в глазах мировой общественности?
— Хочу напомнить, что это уже не первая резолюция, в которой призывается привлечь к ответственности Лукашенко. В январе была резолюция Европарламента, в которой говорилось о необходимости призвать к ответственности руководство России, а также и Беларуси. В марте была резолюция, в которой говорилось о том, что надо привлечь к ответственности Лукашенко. И вот еще один аналогичный документ. Но от резолюции Европарламента до привлечения к суду огромная дистанция. Судебная система автономна, и от некой резолюций Европарламента она мало зависит. Тем более, резолюции Европарламента носят характер рекомендаций. Поэтому я бы не спешил утверждать, что может появиться ордер на арест Лукашенко.
Но даже если он будет выдан, чтобы Лукашенко был арестован, сначала нужно его отстранить от власти. А это можно сделать только либо в результате народной революции, либо в результате военного государственного переворота.
Пока ни тот, ни другой вариант не просматривается на горизонте даже близко. Да, если Лукашенко поедет в какую-то страну, у которой есть договор с Международным уголовным судом, тогда его могут арестовать. Но он хорошо об этом знает и рисковать не будет. Так что вероятность ареста Лукашенко чисто гипотетическая, не больше чем вероятность ареста Путина.
В целом, я не думаю, что подобные попытки Европарламента привлечь к ответственности Лукашенко как-то могут повлиять на него и на отношения Беларуси и России. Путина и Лукашенко связывают другие вещи, а не угроза ареста Международным уголовным судом.