Можно считать, что экспансия рок-музыки на китайский континент началась 8 июня 1964 года, когда The Beatles впервые прилетели в Гонконг, тогдашнее владение Великобритании, и на следующий день дали там свой первый концерт (второй раз битлы повторили этот же маршрут в 1966 году). Можно было бы также считать, что именно с этого события и началась история китайской поп-музыки, если бы не возведенный Мао Цзэдуном железный занавес, ограждавший китайцев от той музыки, которая еще в 50-е годы была объявлена в КНР «порнографической».
Толпа фанатов, провожающих The Beatles в аэропорту Гонконга
Источник: youtube.com
Более правильно «отправной точкой» можно считать декабрь 1980 года — Китай тогда вовсю реформировался и открывался, — когда миллионы более или менее продвинутых китайцев прочитали или услышали сообщения о том, что Джон Леннон был застрелен у своего дома в Нью-Йорке. Вот тогда-то многие в Китае впервые узнали о группе The Beatles, вслед за чем услышали песни Леннона и познакомились с его музыкой. А спустя еще 42 года верховный лидер и главный коммунист Китая Си Цзиньпин одобрит предложение великого режиссера Чжан Имоу открывать Зимнюю олимпиаду в Пекине под «Imagine» того же Леннона.
Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Джон Леннон и Джимми Никол (заменивший заболевшего Ринго Старра) приветствуют фанатов по прибытии в гонконгский аэропорт Кай Так, 8 июня 1964 года
Источник: youtube.com
А ведь при Мао за это приговаривали к смертной казни
И все же приезд в 1964 году The Beatles в Гонконг не прошел бесследно, и очень быстро западная рок-культура с ввозимыми в чемоданах пластинками и магнитофонными бобинами начала просачиваться в еще пока не охваченный «культурной революцией» Китай. Несмотря на то, что музыка тех же The Beatles очень сильно расходилась с «линией партии», некоторых молодых людей это не останавливало. Понятно, что в открытом пространстве распространять что-либо «подрывное» было, мягко говоря, чревато, так что в Пекине и Шанхае в среде «золотой молодежи» и 文青 (дословно «культурная молодежь») начали создаваться — естественно для доверенных друзей — литературные салоны.
Удивительно. А кажется, что там, за стеной, ничего нет, нет жизни. Но даже в этой каменной пустыни пробиваются цветы.
Я заметила, что китайцы меняются. Когда лет 10 назад я встречала их в Европе, они ходили толпами, галдели и были отвратительны. В 2019 в Севилье я была на фламенко в лучшем месте (институт фламенко). Во-первых, половина были китайцы. Значит, они покопались в инете и узнали, что лучший фламенко здесь. Респект. Во-вторых, они все были парами, а не толпой: юноша + девушка. В-третьих, они очень культурно себя вели. И прям видно было, как они пытаются понять фламенко, вжиться. Мне казалось, что я слышу, как кипят их мозги. Им это искусство чуждо, но они стараются. Это так странно, так ново!
Ну так китайцев много и они разные. Которые из деревни, ходют толпами. А которые из элиты, ведут себя культурно.
Это понятно. Но те, что из деревни, в Европу не ездят. Мы в любом случае имеем дело с элитой. И она меняется, как мне кажется.
Ну, совсем деревня-деревня, может, и не ездит, а малообразованные городские слои ездят ещё как. Что касается элиты, то такие консервативные по природе своей слои редко меняются быстро. Во всяком случае, лично я по московским китайским магистрантам никаких изменений не наблюдаю.