Фавориты императора Гонория сообщают ему о гибели Рима. Картина английского художника  Джона Уильяма Уотерхауса, 1883.

Фавориты императора Гонория сообщают ему о гибели Рима. Картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса, 1883.

Глава из книги американского историка Дугласа Бойна «Аларих, король вестготов: падение Рима глазами варвара» (русский перевод вышел в издательстве Альпина нон-фикшн) посвящена событиям лета 410 года, когда орде Алариха удалось невозможное — захватить Вечный город, великую столицу античного мира.

Причем Рим был взят не измором или искусным штурмом (ни на то, ни на другое варвары-германцы, по-видимому, не были технически способны), а в результате предательства: кто-то из жителей города тайно открыл Алариху ворота в городской стене. Кто именно — на этот счет существуют разные версии; автор книги приводит лишь одну из них.

Хотя некогда блестящий столичный мегаполис к этому моменту пребывал в полном упадке, а его жители жестоко голодали (как, впрочем, и войско Алариха), падение и трехдневное разграбление Вечного города, который оставался неприступным в течение восьми столетий, произвело огромное впечатление на современников. Многие из них отчетливо осознавали событие как цивилизационный рубеж, символ окончательного крушения Западной Римской империи. Великий богослов Иероним Стридонский писал:

«Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками».

Как ни удивительно, одним из тех, кто не придал особого значения падению Рима, был император Гонорий, резиденция которого в то время располагалась не в ненадежной столице, а в хорошо укрепленной Равенне. Византийский историк Прокопий, писавший примерно через сто лет после событий, рассказывает, что в момент, когда Гонорию сообщили, что Рим погиб, император якобы воскликнул: «Да ведь я только что кормил его из своих рук!»

Дело в том, объясняет Прокопий, что у Гонория, увлекавшегося разведением домашней птицы, был огромный петух по имени Рим. Когда же императору объяснили, что это город Рим погиб от руки Алариха, он тут же успокоился и сказал: «А я-то, друзья, подумал, что это погиб мой петух Рим!» Столь велико, заключает Прокопий, было безрассудство этого василевса.

Дуглас Бойн (Douglas Boin) — профессор исторического факультета Университета Сент-Луиса, специалист по истории поздней Античности.