
Уборка сахарного тростника на рабовладельческой плантации в Вест-Индии. Картина Уильяма Кларка, 1823
British Library
Содержание книги британского эволюционного биолога Кевина Лейланда «Неоконченная симфония Дарвина: как культура формировала человеческий разум» (русский перевод выходит в издательстве Альпина нон-фикшн). шире ее названия: на самом деле эта интереснейшая работа посвящена генно-культурной коэволюции — то есть взаимному влиянию человеческой культуры и естественного отбора.
В отрывке из книги, который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывается как раз о том, как определенные культурные практики (в частности, работорговля) модифицировали естественный отбор, приводя к серьезным изменениям в человеческом геноме.
Как-то слишком расширительно в этом тексте понимается слово "культура". Всё-таки в собственном смысле это - социальная организация деятельности людей, но ни одного примера воздействия такой организации на гены в тексте не приводится. Все примеры связаны с образом жизни человека, который в лучшем случае может являться лишь следствием культурных практик, но не самими этими практиками.
В конце концов, не обладающие культурой (в собственном смысле слова) животные тоже могут мигрировать или не мигрировать, жить в больших колониях или нет, потреблять ту или иную пищу в зависимости от её влияния на их здоровье. Всё это точно так же будет воздействовать на их эволюцию - но о генно-культурной коэволюции в этих случаях вряд ли бы кто-то стал говорить.
Тут, скорее, ответ такой, что то, что автор привозносит, как "культуру", в общем-то является просто такой же частью этой эволюции - в виде организации высших животных, а в частности - в социальности человека.
Ну да, я примерно это же и говорю.