Фото: Zhang Tianlang / XinHua / Global Look Press
Кровавая атака террористического движения ХАМАС на юг Израиля привела к новой волне эскалации арабо-израильского конфликта. Его жертвами стали уже сотни человек с обеих сторон. Эксперты пытаются найти причины провала израильской разведки, которая «проспала» вылазку террористов, а также рассуждают о причинах и последствиях атаки. Один из них — журналист из США и ведущий подкаста «Левые мысли» Аркадий Мазин, который прожил в Израиле 27 лет. Он рассказал Фариде Курбангалеевой, что сейчас из себя представляет ХАМАС, почему эта бойня была предсказуемой и какую роль в трагедии играют нынешние израильские власти.
«Израильтяне в последние годы как будто расслабились и забыли, что у них под боком находится вражеское образование»
— У вас есть объяснение, почему эта атака произошла именно сейчас? Многие говорят о том, что в последнее время отношения Израиля и Палестины были более-менее мирными.
— Мне очень важно проговорить сначала, что это страшная трагедия, совершенно беспрецедентная для Израиля. Израиль — все еще мой дом, оба моих родителя живут в Ашкелоне, это южный город, который находится в эпицентре событий. Безусловно, у меня сейчас разрывается сердце, как у всех нормальных людей.
Это действительно не укладывается в историю отношений Израиля с ХАМАСом. Обычно вспышки насилия возникали как реакция на какие-то события. Например, как два года назад, когда в Иерусалиме происходили выселения палестинских семей. Вообще, перемирия, которые периодически заключаются с ХАМАС, всегда очень хрупкие — их нарушает то одна, то другая сторона.
Вполне возможно, что просто сложилось несколько факторов. Эта атака требовала гигантской подготовки — сейчас говорят о том, что она длилась год, — и обычно, когда такая операция уже подготовлена, с ней нельзя долго тянуть, держа пружину в сжатом состоянии. К тому же возле Газы проходил ежегодный музыкальный мини-фестиваль. ХАМАС об этом прекрасно знал и направил туда боевиков, которые убили множество людей.
При этом серьезные израильские источники сообщают, что граница с Газой была очень сильно ослаблена. Части дивизии «Газа», которая должна заниматься Газой, были переброшены на Западный берег реки Иордан (регион, который является одной из двух частей частично признанного арабского государства Палестина наряду с территорией сектора Газа. — Republic), потому что там в период праздников нередко происходят столкновения между палестинцами и израильскими поселенцами.
Вообще, это большая проблема — что израильская армия, особенно в последние годы, тратит огромное количество сил на охрану еврейских поселенцев на Западном берегу. Сами люди из армии говорят, что это очень влияет на боеспособность.
Плюс, похоже, разведка феноменально прокололась. По сообщениям в прессе, буквально за неделю до начала войны армия докладывала премьер-министру и правительству, что ХАМАС сидит тихо и не заинтересован в эскалации. И, видимо, в этой ситуации руководство сочло возможным ослабить охрану границы с Газой.