Предвыборный митинг активистов ХАМАС. Рамалла, 2006 год. На постере — ликвидированные израильтянами лидеры боевиков Ахмед Ясин (слева) и Абдель Рантиси

Предвыборный митинг активистов ХАМАС. Рамалла, 2006 год. На постере — ликвидированные израильтянами лидеры боевиков Ахмед Ясин (слева) и Абдель Рантиси

Фото: Wikipedia / Hoheit

Чуть больше года назад, 14 сентября 2022 года, пресс-служба главы республики Татарстан выпустила с виду проходное и сугубо протокольное сообщение. «Президент Татарстана Рустам Минниханов встретился в Доме правительства РТ с делегацией из Палестины. Он обсудил с гостями республики вопросы взаимодействия по линии Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир»…». В тот же день похожий релиз на своём сайте опубликовала местная митрополия РПЦ: «Казанской (так в оригинале. Republic) кафедральный собор в столице Татарстана посетили члены государственной делегации из Палестины…»

Щепетильность казанских пиарщиков похвальна. А вот их московские коллеги городить огороды не стали. Сотрудники и Госдумы, и МИДа, и официозных информагентств вроде «РИА Новости» прямо указали, что в России гостили представители «Исламского движения сопротивления», больше известного как ХАМАС. Гостили и остались довольны: обсудили вопросы безопасности и дальнейшего сотрудничества, в том числе на Ближнем Востоке, как резюмировал лидер движения Исмаил Хания.

Впрочем, на момент визита ХАМАС де-факто уже 15 лет как обладал полной властью в юго-западном анклаве Палестины, печально известном секторе Газа. Так что татарстанцы не сильно-то и слукавили, назвав гостей главы республики и кафедрального собора государственной делегацией. Отношение нынешнего руководства РФ к ХАМАС не изменилось даже после недавней чудовищной атаки боевиков группировки на Израиль. Атаки, стоившей жизней не менее 16 российским гражданам. Впрочем, удивляться здесь нечему — ещё в 2000-х лидеры движения публично поддерживали воевавших против федеральных сил боевиков на Северном Кавказе, что официальный Кремль тоже нисколько не смутило.

«Движение сопротивления» по-прежнему не признано террористическим и не запрещено в России, в отличие от Соединённых Штатов, членов Евросоюза, Японии, Канады и некоторых мусульманских государств, например, Египта с Иорданией. Действующий же хозяин Кремля в официальном комментарии насчёт ситуации на Ближнем Востоке предпочёл в который раз прокрутить пластинку про плохие США. Так что новый визит «государственной делегации из Палестины» в РФ при сохранении нынешней власти в Москве остаётся, видимо, вопросом времени. Если только ЦАХАЛ не изменит политический климат внутри самой Газы.

Из переобувшихся либералов в повешенные исламисты

Осенью 2023 года уже много сказано об истории и установках ХАМАС. Однако разные авторы зачастую одинаково упускают одну важную фигуру. Этот человек не жил в Палестине и погиб за 21 год до официального учреждения «Исламского движения сопротивления». Тем не менее без его идейного багажа группировка едва бы состоялась в известном жителям XXI века виде.

Египтянин Сейид Кутб родился в 1906 году. Он с детства блистал интеллектом, перечитал кучу книг, от Корана до рассказов о Шерлоке Холмсе, получил в Каире университетское образование. Затем стал чиновником, дослужившись до крупной инспекторской должности в системе египетского министерства образования. Первоначально Кутб разделял характерный для арабского общества тех лет ресентимент. Его, как и многих современников-интеллектуалов, тяготила стагнация Египта: король-сибарит, полуфеодальные порядки в деревне, в школах дети зубрят религиозные тексты. Чиновник выступал за реформы в прозападном духе, состоял в секулярно-демократической партии «Вафд».

Сейид Кутб перед казнью, 1966 год

Фото: Wikipedia

Долгое время Кутб восхищался европейской литературой, классической музыкой, не пропускал премьер голливудских фильмов. Но в 1949–1951 годах картину мира египтянина радикально изменила поездка в США. Из-за океана Кутб вернулся последовательным ненавистником всего западного и последовательным борцом за «скрепы».

Казалось бы, на дворе середина ХХ века, что такого бездуховного будущий идеолог политического исламизма мог найти в Штатах?

Кутба до глубины души потрясли вполне естественные для американца вещи, вроде профессионального бокса, совместного обучения мальчиков с девочками в школах или формализованной процедуры развода. В 1964 году бывший либерал систематизировал свои новые идеи в фундаментальном труде «Маалим фиа тарик», «Путевые вехи». Несмотря на общий антизападный заряд, автор очень многое почерпнул здесь у разных европейских предшественников, как ультраправых, так и крайне левых.

Прежде всего, Кутб в похожей тональности критиковал либеральную демократию. Дескать, гнилой, декадентский и неспособный к каким-либо свершениям строй. Воспринял египтянин и коммунистическую идею партии как авангарда рабочего класса, разумеется, с нужными смысловыми поправками. Мусульманскому обществу, учил идеолог, чтобы вырваться из упадка безбожия, стоит слушаться талиа, наиболее благочестивых и подкованных в богословии людей. А этому «авангарду» нужно не возвышаться над массами, а всячески учить их вере и заботиться о нуждах земляков.

Cторонники «Братьев-мусульман» в современном Египте, 2013 год

Фото: Wikipedia / Hamada Elrasam for VOA

Ленинские установки причудливым образом смешивались с самым забойным антисемитизмом в духе «25 пунктов» НСДАП. Евреи для мусульман, по мысли Кутба, гораздо хуже и опаснее любых иноверцев. Они не просто неправильно верят в Бога — именно из их среды исходят все антиисламские смуты и заговоры.

«Цель мирового еврейства — проникнуть в политику всего света, чтобы увековечить свои злые замыслы. И вся их деятельность сводится в конечном счёте к ростовщичеству. Иудеи хотят, чтоб все богатства людей оказалось в руках их финансовых учреждений, загнать всех остальных в своё процентное рабство».

Во вполне секулярном Египте тех лет Кутб не прижился. В 1966 году правивший социалистический режим казнил идеолога по обвинению в заговоре. Однако его учение стало сперва основой для местных исламистов из «Братьев-мусульман», а затем и мусульманских фундаменталистов по всему миру. В зависимости от локальной традиции могла меняться стилистика, но ключевые столпы — радикальное антизападничество, опора на сплочённый военизированный «авангард» и непримиримая юдофобия — оставались неизменными. Посмертного влияния Кутба не избежала и соседняя с Египтом Палестина, точнее её западный приморский анклав — сектор Газа.