Аэропорт в Энтеббе, 1994 год. На белой башне видны следы боёв 18-летней давности

Аэропорт в Энтеббе, 1994 год. На белой башне видны следы боёв 18-летней давности

Фото: Wikipedia / SRA Andy Dunaway

За свою 76-летннюю историю еврейское государство часто оказывалось между Сциллой и Харибдой. Разнообразные недруги не оставляли попыток загнать Израиль в пат. Так, чтобы силовое решение со стороны Иерусалима формально противоречило нормам международного права, но и мирное урегулирование выглядело бы трусостью. И те же самые люди, кто насмехался, когда евреи обменяли 1027 пойманных врагов на одного своего солдата, будут потом гневно обличать хищников-сионистов при любом подходящем поводе.

Так происходит и сейчас, когда новая война на Ближнем Востоке вошла в режим ожидания. Наземная операция ЦАХАЛ в Газе ещё не стартовала. Но это не мешает многочисленным противникам Израиля дежурно обвинять ненавистное государство в агрессии, апартеиде, оккупации и прочих грехах. Недавнюю чудовищную атаку ХАМАС на соседей, видимо, полагается забыть, как и тот факт, что радикальное движение по-прежнему держит в заложниках около 200 израильтян и граждан других государств.

Схожая дилемма — пойти на переговоры с террористами или добиться освобождения заложников оружием — неоднократно вставала перед израильскими правительствами. Так, 47 лет назад Ицхак Рабин, один из самых миролюбивых и осторожных премьер-министров страны, согласовал до невозможного авантюрную операцию «Шаровая молния». Спасать тогда пришлось земляков и иностранцев, оказавшихся в далёкой африканской Уганде. Совершенно киношную задумку ожидал триумф. Правда, и за него пришлось заплатить цену человеческими жизнями.

Месть евреям за Че Гевару

27 июня 1976 года, 12:30, аэропорт Афин. В древнем городе плановую пересадку совершил новенький Airbus A300. Самолёт компании Air France выполнял рейс 139 — из Тель-Авива в греческую столицу, а оттуда в Париж. Только достичь Франции воздушному судну было не суждено.

Сразу после взлёта из Греции командир Мишель Бако объявил, что Airbus захватили террористы. Двое арабов (как выяснится, палестинских) и двое европейцев использовали халатность афинской полиции, чтобы пронести на борт пистолеты с гранатами. Достав оружие, злоумышленники стали властью в самолёте с 12 членами экипажа и 248 пассажирами. Из них 84 представляли Израиль, включая обладателей двойного гражданства.

Airbus A300B4–203 компании Air France, 1980 год

Фото: Wikipedia / Michel Gilliand

Выходцы с Ближнего Востока держали под контролем кабину. В салоне заправляли европейцы: пухлощёкий бородач и девушка с лицом исступлённой фанатички. Оба, судя по выговору, были немцами. Преступники собрали у своих жертв документы, представились бойцами революционного подполья в ФРГ и объяснили, что взяли пассажиров в заложники. Их террористы хотели обменять на своих товарищей вместе с героическими борцами за независимость Палестины.

Последний нюанс и объяснял, что для теракта выбрали авиалайнер со внушительным числом пассажиров-израильтян на борту.

Конкретные угрозы в речах парочки дополняли неуместно пафосные сентенции. Один из свидетелей потом вспоминал, что бородатый немец объявил себя революционером, мстителем за погибшего девятью годами ранее Че Гевару. Едва ли кто из присутствующих понимал, какое лично он имеет отношение к расправе над авантюристом в далёкой южноамериканской Боливии.

Захватчики заставили пилотов взять курс на Бенгази. В Ливии тогда правил Муаммар Каддафи, известный своей поддержкой разномастных борцов с империализмом и сионизмом. Выходит, его режим и предоставит убежище немцам и палестинцам? Нет, местные власти дали воздушным пиратам лишь дозаправить самолёт. Простояв в Бенгази семь часов, Airbus A300 отправился куда-то дальше на юг, вглубь Африки.

Ливийская стоянка не обошлась без инцидента. Одна из захваченных пассажирок, беременная израильтянка британского происхождения Патрисия Мартелл, заявила, что у неё открылось кровотечение. Занервничавшие террористы ссадили девушку в Бенгази, в итоге та благополучно вернулась домой. Как выяснится, проблемы со здоровьем Мартелл удачно симулировала, незаметно нанеся себе царапины на животе.

28 июня в 15:15 захваченный самолёт приземлился в угандийском Энтеббе, аэропорту в 35 километрах от местной столицы Кампалы. Едва ли кто из невольных гостей Уганды что-либо хорошо знал об этой республике; в лучшем случае, что ей правит совершенно гротескный диктатор Иди Амин. К заложникам он прибыл в тот же день, заверив в своём желании им помочь. Амин даже распорядился сытно накормить пассажиров рейса 139 и обеспечить нуждавшихся медицинской помощью.

Иди Амин, 1975 год

Фото: Wikipedia / Bernard Gotfryd

Неискренность диктатора не вызывала сомнений. Угандийские солдаты в Энтеббе сразу начали помогать террористам стеречь пленников. Больше того, местные военные пропустили к палестинцам группу их вооружённых земляков. Арабы явно заранее ждали в Уганде прилёта Airbus A300.

А немецкая пара и стоявшие за ней палестинцы тем временем выставили условия. Боевики потребовали выкупа в $ 5 000 000 и освобождения 40 арабов и 13 граждан ФРГ, осуждённых за тяжкие преступления в Израиле, Западной Германии, Кении, Франции и Швейцарии. В противном случае террористы угрожали убивать заложников, начиная с 1 июля.